Андрис Пога закрывал «неделю Ростроповича»

Победитель конкурса им. Светланова дирижировал «Итальянской» симфонией Мендельсона

 ...Андрис Пога — один из самых удивительных дирижеров современности, единственный обладатель Первой премии на престижном дирижерском конкурсе им. Светланова (в остальные годы существования конкурса Первая вообще не вручалась, что говорит об очень высоких требованиях к участникам); несмотря на неожиданный взлет и прекрасную карьеру, маэстро Пога был почти неизвестен в России, но его вчерашний выход в БЗК с Лозаннским камерным оркестром и с солистом Трулсом Морком (норвежский виолончелист) еще раз подчеркнул высокий класс этого яркого и — в хорошем смысле — самобытного дирижера.

Победитель конкурса им. Светланова дирижировал «Итальянской» симфонией Мендельсона
Фото: bso.org

 Пога уверен, спокоен, естественен, по сути, он рожден для дирижерской профессии; публика была очарована «несочетаемым дуэтом» изящного и легкого в игре Морка с сильной и жесткой энергетикой маэстро Пога. В программе был Первый концерт Шостаковича для виолончели с оркестром и Симфония №4 «Итальянская» Феликса Мендельсона... От контакта дирижера с оркестром проистекает очень многое, если не сказать всё: неоднократно слышал, что «оркестру удобно находится в руках Андриса», он умеет дать понять, что, беря на себя всю ответственность за исполняемый опус, одновременно открывает свободу каждому оркестранту, что и было ярко продемонстрировано на симфонии Мендельсона.

Пога всегда убедителен, оставляя, впрочем, публике «открытый финал» в трактовке, когда из мендельсоновского умиротворения произрастают какие-то неожиданно современные и динамичные ритмы, и это — на материале, написанном почти 200 лет назад! «Был воскресный день, — писал Мендельсон, пребывающий в восторге от путешествия по Италии в 1830 году, — со всех сторон куда-то шли люди с цветами, разодетые в пестрые южные наряды; мимо летели кабриолеты, впрочем, многие мужчины ехали в церковь на ослах; кто-то не ехал никуда — на почтовых станциях постоянно встречались группы праздных гуляк в самых невероятно-ленивых позах...». Через финальную сальтареллу (известный итальянский танец, вплетенный Мендельсоном в ткань симфонии) Пога, держа в напряжении публику, подбирается к кульминации — минорной по форме, и очень светлой по сути... Браво, Андрис!

С Андрисом (Главным дирижером Национального симфонического оркестра Латвии) мы недавно пересекались в Европе, где в беседе поднимали разные насущные темы, в том числе тему переориентации знаменитого парижского зала «Плейель» (о чем судачат многие музыканты) с академической музыки на французский шансон и эстраду, и одновременное открытие нового шикарного филармонического зала в одном из рабочих кварталов Парижа.

— Это такой европейский мейнстрим, — говорит маэстро Пога, — новые концертные залы стараются открывать в тех местах, где культуры никогда прежде не было. В порту Гамбурга, например, тоже создали новый зал... этакие деградировавшие районы, где не очень приятно находиться туристам, но как иначе эти районы развивать?.. Новая культурная инфраструктура всегда очень важна.

— Как вам ваше основное место работы — Национальный оркестр Латвии?

— Я там главный дирижер с ноября 2013-го. Об оркестре я должен заботиться каждый день. И не только дирижировать некоторым количеством концертов, но и все время планировать, думать — каких дирижеров пригласить, каких солистов, какой репертуар... это очень интересно для меня, тем более, что Латвия — моя страна, и быть главным в своем оркестре — это проявление патриотизма. Это важно. Но, помимо латвийского, я выступаю со многими другими хорошими оркестрами Европы, Америки, Азии: сейчас уже верстается сезон 2016-17 годов.

— Говорят, для европейских оркестров наступили трудные времена (особенно, в Голландии), — затраты на культуру сокращаются...

— Бюджеты, действительно, сокращаются. Кризис 2009 года и так подкорректировал музыкальный рынок, а сейчас ситуация только усугубляется. Оркестры не могут выжить без дотаций из бюджета, а потому становятся очень уязвимыми в момент финансовых потрясений. Приведу слова известного венгерского дирижера Ивана Фишера, который вообще считает, что «классическая форма симфонического оркестра, которую мы знаем свыше 150 лет (с середины XIX века), в ближайшее время (5-10 лет) будет меняться». Как это будет — мы пока не понимаем. Но ясно одно: мы должны быть открыты к новым формам, несмотря на то, казалось бы, что оркестр как таковой — это очень консервативная субстанция. Но эта модель поменяется, и не понимать это невозможно...

— Можно ли предположить, что канут в Лету постоянные оркестры, а им на смену придут некие составные, фестивальные?

— Я так не думаю, поскольку именно большие постоянные оркестры держат традицию, держат репертуар... другое дело, им нужно думать как адаптироваться в современной высокотехнологичной среде. Ведь молодое поколение уже видит прежние музыкальные формы в несколько ином качестве. Это очень большая загадка — как оркестры войдут в новую реальность.

— Сколь живуча система виртуальных залов, когда отдельные концерты ты можешь смотреть в онлайн-трансляции на планшете или в специальном зале?

— Это очень правильное направление, причем, первой здесь была Берлинская филармония, открывшая виртуальный зал. Теперь очень многие делают прямые трансляции с хорошим звуком, и за этим будущее. Но все-таки планшет не сможет передать ауру великих концертных залов мира... которые, я уверен, переживут не только наше поколение.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру