В Третьяковке открылась выставка Малевича и его последователей

Зрители вошли в крест супрематизма

В Третьяковской галерее на Крымском Валу — знаковая премьера. Здесь открылась выставка «Под знаком Малевича» — это центральное событие в череде юбилейных проектов, посвященных 100-летию выставки «0.10». Именно на ее вернисаже, случившемся 19 декабря 1915 года, был впервые показан ставший знаменитым на весь мир «Черный квадрат». На премьере в Третьяковке побывал «МК».

Зрители вошли в крест супрематизма

Третьяковская галерея, в постоянной экспозиции которой хранится самый первый «Черный квадрат», начала праздновать юбилей выставки «0.10» еще весной. Акция «Ночь в музее» прошла здесь под знаком Малевича. Затем был запущен цикл лекций и дискуссий о Малевиче и его новаторском искусстве. Завершит череду юбилейных событий презентация издания, посвященная «Черному квадрату», из серии «История одного шедевра». Главным же событием стала выставка графических работ Малевича и художников его круга на четвертом этаже ГТГ на Крымском Валу. Тем, кто побывал на премьере проекта, повезло увидеть 3D-шоу на фасаде внутреннего двора музея: ожившие объемные картины художника, его башни-архитектоны, похожие как две капли воды на современные небоскребы, превращающиеся в «Черный квадрат»... Но эффектное мультимедиа показывали только один вечер.

Куратором же выставки выступила Татьяна Горячева, научный сотрудник отдела графики ГТГ, специалист по русскому авангарду. На открытии она призналась, что сначала написала книгу «Казимир Малевич и его школа. Графика», а уж потом пришло решение «проиллюстрировать» увесистый том с помощью выставки. Издание получилось монументальным — в него вошло больше работ, чем представлено в экспозиции. И книга, и выставка показывают творческие поиски мастера и его последователей. Сам Малевич не воспринимал себя как графика: «он вне цвета не воспринимал искусства», как выразился современник художника, известный график Владимир Фаворский. Однако без зарисовок и эскизов он не обходился: постоянно рисовал в тетрадях, блокнотах, на листочках, которые попадались под руку, многие наброски остались нереализованными. По ним сегодня мы можем проследить ход мыслей художника.

На выставке графика Малевича выделена в отдельный раздел: посреди серого зала поставили стенд в виде креста, поделивший пространство на четыре части. Раздел выделяется из всей экспозиции — под стендом-крестом красуется круглый красный ковер. Чтобы вглядеться в графику Малевича, зрителю нужно войти на красный круг (фигуру, которая нередко встречается в живописных произведениях художника) — и создается ощущение, что ты оказываешься внутри супрематизма. Здесь можно увидеть знаменитый автопортрет художника в 1910–1911 годов. Или «Плащиницу», написанную гуашью на картоне в 1908 году, — по стилю еще далекую от супрематизма. Или эскиз к портрету строителя, реплику 1920-х годов композиции, созданной в 1910-х годах. К этому образу художнику возвращался много раз: простой русский мужик присутствует и в карикатурах времен Первой мировой войны, где герой одной левой побеждает отряд неприятеля.

Сама выставка — камерная, она занимает всего два зала. Рядом с работами создателя «Черного квадрата» представлена графика его последователей — художников из объединения «Супремус», организовавшейся вокруг Малевича в 1916 году, и непосредственных учеников художника из группы «Уновис» («Утвердители нового искусства»), созданной в 1920 году в Витебске, где мастер преподавал в Народном художественном училище.

— С момента выставки «0.10» Малевич считал, что ему уготована роль миссии русского авангарда, лидера и старался собрать вокруг себя последователей. Они появились. Но группа «Супремус» не так неукоснительно и фанатично следовала заветам Малевича, как ему бы хотелось. В 1918 году он написал, что в супрематизме лежит определенная основа, нерушимая ось. Индивидуальность, которая хочет работать с супрематизмом, не должна нарушать эту ось, а работать по радиусу этой основы. Если художники группы «Супремус» использовали супрематизм как некоторый творческий импульс, брали из него то, что им хотелось в их пластических поисках, то группа «Уновис» собрала настоящих учеников Малевича, — рассказывает куратор выставки Татьяна Горячева.

Среди авторов есть и известные имена, и не очень. Эль Лисицкий, Илья Чашник, Николай Суетин («Уновис»), Любовь Попова, Иван Клюн, Ольга Розанова, Александра Экстер, Вера Пестель, Надежда Удальцова («Супремус») — эти последователи Малевича хорошо известны. Но хочется остановиться на менее знаменитых авторах. Среди них — Алексей Моргунов, внебрачный сын автора культового пейзажа «Грачи прилетели» Алексея Саврасова. В 1914–1916 годах Моргунов был одним из ближайших сподвижников Малевича, членом группы «Супремус». В его мастерской на Остоженке собирались левые художники, это место было своего рода «свободной академией». На выставке есть его работа «Кубическая композиция», соединяющая опыт супрематизма и кубизма, — интересная, динамическая, живая. Кто знает, если бы Моргунов, как и его отец, не страдал хроническим алкоголизмом, возможно, он оставил более заметный след в истории русского авангарда.

Еще один интереснейший автор не из числа знаменитостей — Иван Кудряшов, основатель оренбургского филиала «Уновис» — представлен на выставке эскизом росписи потолка фойе 1-го Советского театра в Оренбурге. Эта супрематическая композиция — яркий пример новаторского дизайна. Кудряшов ненадолго попал в «орбиту влияния» Малевича, но под его воздействием создал ряд великолепных работ. Заметим, что сегодня в дизайне и архитектуре открытия Малевича и художников его круга используются повсеместно, хотя многие и забывают, кому за это говорить «спасибо».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру