Три грации прославили театр в «МК»

Народная артистка Вера ВАСИЛЬЕВА: «Каждое свое утро я начинаю с вашей газеты!»

...Все двадцать лет, что существует театральная премия «МК», не было случая, чтобы церемония переносилась, отодвигалась etc., но так вышло, что 10 ноября — собственно, в день вручения — три потрясающие женщины (две актрисы и директор) по уважительным причинам не смогли присутствовать. Несравненная Вера Кузьминична Васильева (в свои-то 90!) уехала на гастроли в Челябинск и Екатеринбург, Ирина Корчевникова с Театром кукол им. Образцова — в США, а Евгения Павловна Симонова прощалась со своим великим свекром — композитором Андреем Эшпаем. И вот в качестве исключения мы решили собрать наших очаровательных героинь в понедельник в «МК». Театральная ткань всегда таит в себе массу сюрпризов, без которых не обошлось и в этот раз.

Народная артистка Вера ВАСИЛЬЕВА: «Каждое свое утро я начинаю с вашей газеты!»
Вера Васильева принимает поздравления от главного редактора «МК».

...Первой приехала бесподобная Евгения Симонова: есть минутка-другая — почему бы не пробежать с экскурсией по «МК»? «А вы не забыли Елену Шанину? — сразу интересуется Евгения. — А то как-то неудобно…»

Вот оно, неподдельное актерское братство. Дело в том, что Симонова играет «в очередь» с Шаниной (роль матери) в очень сильном спектакле «Война» (копродукции Чеховского и Эдинбургского фестивалей). Мы сразу же успокоили: Шанина получила награду 10 ноября — причем Елена, в свою очередь, также подарила отдельные аплодисменты Симоновой.

— Представьте, спектакль здесь все-таки будет — 18–19 февраля! — Симонова с удовольствием осматривает тайные эмкашные закоулочки — зал журналистов, верстку…

— Сюда после пяти лучше не заходить — клетка с тиграми: начинается скоростная верстка, новости сыплются, одни тексты снимаются, другие ставятся…

— С крокодилами! — кричат верстальщики. — Клетка с крокодилами!

…Роли Симоновой сегодня настолько ярки и непредсказуемы, что порою удивляешься, как такая естественная актерская многогранность помещалась в хрупком, всеми любимом образе принцессы из «Обыкновенного чуда».

Евгения Симонова и Ирина Корчевникова.

— В одном интервью вы сказали, что избегаете вот этого клише лирической героини, — и вдруг такой мощный спектакль «Война», в котором без лирики тоже не обошлось... Без лирики вам никуда?

— Видимо, да. Видимо, мне уже от этого не отделаться, — улыбается Евгения. — Нет, специальной задачи — не быть лиричной — себе не ставила, но понимала, что мне нельзя надолго задерживаться в этом качестве. И последние драматические роли пришли не вдруг — это результат моей постоянной работы над собой.

— Когда Миндаугас Карбаускис только входил в Маяковку после череды безвременья и скандалов, тоже звучали слова скепсиса. Но сейчас можно сказать: с его приходом театр обрел настоящего худрука.

— Я думаю, да. Потому что театр зажил интересной жизнью, работает весь коллектив, а не какая-то группа артистов, близкая режиссеру по манере существования и образу мыслей. Такой мощной и разнообразной работы всей труппы я не помню за все годы своей работы. Причем уровень спектаклей очень высокий, и они все поставлены очень разными режиссерами...

— Карбаускис интуитивно находит очень правильную линию поведения, что редкость. Обычно как говорят? «Да мы уволим половину...»

— Нет, у него в кабинете с первых дней висели два «иконостаса» — фото всех актеров и актрис. И он все время думает: «вот она сыграла премьеру», «а вот здесь премьеры не было»… Я вспоминаю, что во времена Гончарова у той же Гундаревой премьера могла быть раз в три года. То же касается и Светланы Немоляевой с Александром Лазаревым. Всегда трудно при таком количестве хороших актеров занять всех. Но Карбаускис старается.

Состоялся второй этап вручения ХХ театральной премии "МК"

Состоялся второй этап вручения ХХ театральной премии "МК"

Смотрите фотогалерею по теме

…Тут появляется вторая наша грация — успешный директор Театра им. Образцова Ирина Корчевникова — и немедленно включается в разговор:

— Мне жаль, что, говоря о худруках, из театров уходят индивидуальности, — с чувством закипает она. — У Карбаускиса — да, есть четко выраженная позиция.

Их спор неожиданно прерывает, собственно, начало церемонии: в парадном костюме входит рассылающая позитив Вера Васильева вместе с главным редактором «МК» Павлом Гусевым. Забегая заранее, скажу, что уже после вручения все девушки «МК», не веря никаким словам, залезали в Википедию: правда ли, что Васильевой 90 лет?! Поверить в это не мог никто. Ну, 70, ну, 75. Осанка, царственная грация и простота одновременно, острота взора и непомерное обаяние. И при этом — спектакли, спектакли и спектакли! Зависть — черная, белая, какая угодно! Великая женщина. Хотя через сколько всего прошла, начиная от военного детства и тушения на крышах Москва фашистских фугасов, — лучше не вспоминать.

— Это исключительный случай, — говорит Павел Николаевич, — что мы сегодня собираемся здесь ради столь очаровательных трех…

— Граций! Сестер! — кричат все наперебой.

— Обычно мы вручаем мэтрам, полумэтрам и начинающим, но сегодня здесь только мэтры, — продолжил главред. — Пусть премия не приносит прибыли, чтобы вот так вынуть из кармана пачку и дать, но вы получаете наши фирменные тарелки Ленинградского фарфорового завода (делаются раз в год), а главное — наши публикации о вас, которые читают потом миллионы любителей театра и гордятся тем, что такие люди живут в Россия.

К блюдам, кстати, прилагалась и бесплатная подписка на «МК».

— А у меня каждое утро начинается с «МК», — неожиданно заявляет Вера Кузьминична, — говорю это не потому, что мне вручают приз, но действительно выписываю вашу газету — замечательную, неангажированную, дающую возможность рассуждать, познавать, думать…

А вот Ирина Корчевникова в ответ неожиданно вручила идеологу премии «МК» Марине Райкиной очаровательного кукольного ослика, тянущего непомерную театральную ношу, — за то, что та всегда и во всем была первой: стояла у истоков конкурса актерской песни им. Миронова, а потом создала вместе с Терезой Дуровой удивительный фестиваль «Гаврош», впервые открыв совершенно неизвестную в России нишу беби-театра, сейчас становящегося необыкновенно модным. Кстати, театр Образцова нынче и в самом деле во многом задает тон, чутко улавливая и направляя в нужную сторону не всегда понятные на первый взгляд требования и тенденции времени.

…Напоследок наши три грации решили расписаться на стене. Вера Кузьминична заявила, что она в восторге от чудесной компании лауреатов: «Женечку Симонову я всегда любила и люблю, — улыбается Васильева, — она просто прелестна, и она для меня — вечно сказочная!» — «Ой, спасибо!» — отвечает Евгения.

— Еще хочу кое-что добавить, — продолжает Вера Кузьминична, — я с детства мечтала стать актрисой, хотя и выросла в простой, нетеатральной семье. Часто меня спрашивают: а как ваши родные отнеслись к Сталинской премии за работу 1948 года? Отвечаю: да никак, они ничего в этом не понимали. Так это осталось и до последнего времени. Заманиваю близких на свои спектакли, а мне говорят: да ну эти театры… Так что я в своей радости немножко одинока, но от этого моя радость ничуть не меньше. Слишком много радости сегодня, и за все это спасибо вам!

"МК" вручил театральную премию трем женщинам, посвятившим жизнь сцене

Смотрите видео по теме