Импортозамещение в живописи: краски заменили золой и пеплом

В Art story открыли выставку пейзажей «Край» Владимира Мигачева

Прошло время скучных музеев: пыль, нафталин, смотрительницы, запрещающие дышать на экспонаты. Все наоборот в галерее Art story, куда надо идти на выставку «Край» Владимира Мигачева. Его работы без рам приклеены к стенам. Выполнены золой и пеплом. Некоторые дорисованы в самой галерее – аж краска растеклась по стенам. К работам можно прикоснуться: никто не сделает замечания. Встречали такое?

В Art story открыли выставку пейзажей «Край» Владимира Мигачева

Холсты шершавые и колючие. Угрюмые тучи давят бескрайние поля и леса. Кое-где мелькают покосившиеся домики, пес с высунутым языком, нефтяные цистерны, лодки с железными кольцами. Людей почти нет, а если есть, то нагие, в профиль, или одетые, но со спины. Часть работ расчерчена цветастыми квадратами, как будто взята под прицел. На других свободно летают пни и рубашки. Некоторым полотнам не хватало деталей, таких как скворечник или луна. Поэтому художник дорисовал их на листах в клетку и прикрепил скотчем в центр композиций.

В.Мигачев. Охраняемый обьект. 2015. Холст,см.т. 150х200

Мигачев своеволен не только в создании картин, но и в их размещении. Крепит многие из них небрежными, наспех оторванными кусками скотча. Казалось бы, после таких вольностей должен угомониться. Но он недоволен, спешит улучшить несколько работ, уже висящих на стенах. Пара мазков, и пейзажи обретают завершенный вид. Ну вот незадача – краска растекается по стенам...

Он точно без тормозов, но не ради эпатажа. Ведет себя так, потому что так чувствует себя. Никогда не работает на показуху. Ему есть что показывать: это не пустое, а очень глубокое.

В.Мигачев. Дорога. День. 2015. Холст,см.т. 83х200

– Мы не ставили перед Володей рамок, – говорит «МК» куратор выставки Люсинэ Петросян. – Не просили маленького формата, выгодного для продажи. Не уговаривали повторить быстро раскупленные в прошлый раз сюжеты. Даже не требовали придумать названия своих работ – многие из них без подписей. Все они без рам и стекол, потому что к этим работам с насыщенной фактурой хочется прикоснуться. Когда смотришь на них, дотрагиваешься, то понимаешь – Володя настоящий и честный. Не старается никому понравиться. Этим он и берет.

В.Мигачёв. Вниз. Из серии Пейзаж для одинокого человека. 2014. Холст,см.т.140х170

Рельефные, энергичные пейзажи Мигачева со зрителем говорят. Не реалистическим языком живописи, а экспрессивным: смесь чистой изобразительности, ясной идеи и эмоционального настроя. Его работы выразительны, безлюдны и агиографичны. Через густые слои краски улетаешь в чувственную и смысловую изнанку картины. Цвета, формы и линии уходят на второй план. Настигает то чувство, когда подолгу смотришь на далекие пространства, уходящие за горизонт. Дороги размыты. Легкий дым струится в небо. Пышный лес молчит. Умиротворение.

День птиц. 2015. Холст,акрил,см.т.140х170

При этом цветовая палитра сдержанная, если не сказать скупая. Цвет мешает художнику, вносит излишнюю эмоциональность. Темные оттенки напрягают, но не доводят до депрессии. У автора всегда есть перспектива или тонкая голубая линия на горизонте. Надежда?

В.Мигачев. Наблюдатель. 2015. Холст,см т. 170х180

Выбор палитры повлек за собой технику исполнения. Основные материалы – зола и пепел. Иногда Мигачев использует акрил и кузбасслак (каменноугольный лак). Особенный выбор материала сформировал авторскую технику. Кисти он берет только для проработки деталей. В основном пишет голыми руками – благо размер холстов позволяет.

Интервью «МК» с Владимиром Мигачевым на вернисаже:

– Как организаторы выставок соглашаются на полотна огромного формата?

– У них выбора нет. Я маленькие перестал писать – такие, что вешают на кухне, в столовых. Стыдно как-то. А большие холсты – гарантия того, что на выставке тебя повесят на центральную стену. Большая картина сама начинает диктовать условия. Малый формат меня сковывает.

– Как вы пришли к золе?

– Случилось в Вологде; я красок с собой не взял. Из костра стал доставать головешки, мешать их с клеем и прямо на крафте (прочная бумага для изготовления мешков. – К. К. ) писать. Зола держит объект. И она легкая. Если б писал только на песке, то картины были б неподъемными. Главное – зола ближе к земле, к первоначалу. Мне важны тактильные, физические ощущения земли, даже в небе. Но с этим материалом работать непросто: есть много особенностей, которые продемонстрирую на мастер-классе в галерее.

– Чего вы хотите добиться своими пейзажами?

– Они должны чистить душу: ее ведь тоже надо мыть, очищать. Это как в храме – катарсис – начинают течь слезы. Проступает красота. Но для воплощения ей нужен художник. Красота – всегда иллюзия реализации пространства, этакая конкуренция с Богом. Но у Бога всегда круче: у него есть запах, цвет, жизнь. Божью иллюзию мне не хочется переносить на холст.

...На выставке внезапно возникает чувство – Иосиф Бродский имел в виду именно пейзажи Мигачева, когда писал: «Знаешь, пейзаж – то, что не знаешь. /Помни об этом, когда там судьбе пеняешь./Когда-нибудь, в серую краску уставясь взглядом, / Ты узнаешь себя. И серую краску рядом».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру