Героями фильмов все чаще становятся душевнобольные

Зачем режиссер из Киева поехала в воюющий Донбасс?

Все чаще героями документальных фильмов становятся маргинальные люди. Не обходят вниманием режиссеры и обитателей психиатрических лечебниц. В их жизни легко найти новые смыслы и ориентиры для тех, кто по другую сторону «баррикад». На 56-м Краковском международном кинофестивале, одном из старейших в Европе, в главном конкурсе в числе лауреатов оказалась литовская картина «Мертвые уши» Линаса Микуты, снятая на русском языке. Она отмечена жюри за операторскую работу.

Зачем режиссер из Киева поехала в воюющий Донбасс?
Линас Микута

Линас Микута не раз участвовал в фестивале документального кино «Россия» в Екатеринбурге. Премьера его нового фильма «Мертвые уши» состоялась в Кракове. Родился он в Клайпеде, учился на режиссерском факультете Литовской академии музыки и театра, работал ассистентом режиссера и помощником режиссера в Литовском оперном театре, стажировался в оперных театрах Тель-Авива и Франкфурта. Только потом Линас начал писать сценарии и снимать документальное кино. Героями нового фильма со странным названием «Мертвые уши» стали старик-вдовец и его взрослый сын Юзик. Они сиротливо живут на хуторе вдвоем после того, как три года назад умерла их жена и мать. Сами как-то управляются по хозяйству, их быт неприхотлив, а кому-то покажется нищенским. У Юзика нарушены все коммуникативные связи. Он что-то соображает и физически крепок, но страдает психическим заболеванием. Поначалу даже не очень понятно, где все происходит: пейзаж как будто литовский, но герои говорят по-русски. Они смотрят телевизор, где вещают белорусские телекомпании. Оказалось, что события происходят где-то на границе Литвы и Белоруссии. Но здесь, наверное, важно то, что это территория Восточной Европы.

Из-за того, что сын болен, эти двое изолированы от мира, разве что сосед иногда зайдет. Отец все время твердит, что ему 80, и пора на покой, а он продолжает трудиться, в то время как сын не выполняет своих обязанностей по дому. А тот тщательно моет полы, занимается сельскохозяйственным трудом, стрижет овец, весьма умело с ними управляется. Но два этих человека обречены на вечное противостояние, потому что трудно жить с больным, даже если он твой сын.

В «Мертвых ушах» есть потрясающей красоты кадры. Кошки подбираются к сырым яйцам, лежащим на столе, и начинают вылизывать их вязкую жижу. Старик и сын на наших глазах режут барана. Его кровь сочится по земле, растекается в красные реки. Необыкновенной красоты глазастые и прозрачные лягушки сидят в кровавых лужах и ручейках. Хозяйство большое – овцы, коровы. Все они требуют ухода и внимания. У каждой овцы - особый характер, и камера это передает. При всей скудости и тяжести совместного существования есть какая-то поэтика и красота в этих буднях, свой философский смысл. Сын забирается на дерево как мальчишка, долго там сидит, глядя куда-то вдаль. Что в это время творится в его голове – бог весть. Как сложится его судьба, когда отца не станет, неизвестно. Возможно, его изгонят из дома, как это происходило с героями других конкурсных фильмов. Режиссер и его камера уловили это зыбкое состояние, так что невыносимо больно становится за человека, напоминающего тростинку на ветру.

Героем «Иконы» польского режиссера Войчеха Касперского стал доктор, который работает в психиатрической больнице где-то в Сибири. Войчех и прежде снимал в России. Его фильм «Семена» рассказывал о многодетной семье, живущей на Алтае. А теперь его заинтересовала повседневная жизнь пациентов. Она безнадежна и другой по определению не может быть. Не вполне здоровые люди стали и героями фильма «Манор» канадских режиссеров Пьера-Люка Латьюлиппа и Мартина Форнье. Они обитают вдали от больших дорог в психиатрической лечебнице, напоминающей барак, который становится для них домом. У каждого свой характер и биография, которая прочитывается в потерявших социальный статус мужчинах и женщинах. Прежние привычки сохраняются, принимая гипертрофированные проявления. Однако инвестор больше не может содержать эту обитель скорби, и его пациенты вынуждены куда-то переехать. Здесь они были по своему счастливы в кругу таких же обездоленных и никому ненужных людей. Что их ждет дальше? Собственно в картине показаны последние дни прежней жизни этих немолодых людей.

Режиссеры всегда выбирают пограничные состояния. Правда, редко удается сказать миру что-то новое, чаще идет повторение давно отработанного, особенно в тех случаях, когда в качестве героев избираются психически нездоровые люди. Точно так же мишенью кинематографистов становятся монахи, особенно живущие где-нибудь в буддийском монастыре. Человек волею судеб туда попадает, видит все это впервые и спешит поделиться с миром, как это было в конкурсной картине из Эстонии. Такие фильмы похожи друг на друга, и становятся клонами предшественников.

Война тоже дает кинематографисту массу возможностей рассказать об этом мире ярко. Каждый отправляется на нее в силу разных причин. Участвовавшая в основном конкурсе Краковского кинофестиваля «Алиса на войне» уже была показана в Москве на фестивале «Артдокфест». Сняли ее выпускницы киевской киношколы Алиса Коваленко и Любовь Дуракова (так было указано в каталоге, в других источниках - Дурепко). Собственно это история девушки Алисы Коваленко, которая отправляется в Донецк и наблюдает за тем, что происходит в разрушенном городе. Зачем? Чтобы увидеть все собственными глазами. Хотя она не может даже самой себе объяснить, для чего это делает. Возможно срабатывает гражданский инстинкт, патриотизм? Ее французский бойфренд совсем не рад вылазкам любимой на войну. Между героями постоянно возникают ссоры, но девушка все равно возвращается туда, где опасно и где люди убивают. Кому-то покажется, что Алиса просто хочет снять фильм, который точно возьмут на фестивали, что собственно и происходит. Всей правды о том, что творится на Донбассе, мы не узнаем. В пене дней важные смыслы уходят. Люди подвергаются опасности, в любой момент могут стать жертвами страшной игры. Всегда есть кто-то, кто нацелен на войну в силу разных причин. В этом смысле картина «Алиса на войне – бесценный документ шаткого и страшного времени.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру