Почему российская мультипликация осталась без «Оскара»

Студии «Союзмультфильм» исполнилось 80 лет

Восемьдесят лет назад появилась крупнейшая в СССР студия мультипликационных фильмов «Союзмультфильм». Первый выпущенный ей мультик был черно-белым. С тех пор мультипликация продвинулась вперед так сильно, что казалось бы — чего уж более? Но в одобренной президентом РФ концепции развития страны особая роль выделена именно мультикам! Ничего удивительного в этом нет: ведь какими будут мультики – такими вырастут дети и таким будет будущее России. Так какими же? Мультипликацию в принципе в ближайшие годы, по прогнозам экспертов, ждет настоящий прорыв. Мультяшные персонажи смогут не просто рассказывать свои истории с экрана, но разговаривать с каждым маленьким зрителем. А еще появятся документальные мультики и мультики с «полным погружением» в анимационную реальность. Что они дадут нашим детям, а что, наоборот, отнимут – об этом «МК» рассказала исполнительный директор Всероссийской ассоциации анимационного кино Ирина МАСТУСОВА.

Студии «Союзмультфильм» исполнилось 80 лет
На фото: Ирина Мастусова

– Ирина, судя по всему, Россию уже нельзя назвать отстающей страной в плане анимации. Чего стоят только «Маша и медведь», «Фиксики», набирающие уже миллиарды (!) просмотров в ютуб.

– Да, это оглушительный успех конкретных анимационных проектов, но все не так однозначно и лучезарно, как хотелось бы. В 90-е годы, когда на Западе происходил принципиальный технологический прорыв в области анимации, у нас началась перестройка. «Союзмультфильм» был предоставлен самой себе. Та катастрофа, которая случилось с мультипликацией в те годы, до сих пор не преодолена. Я в первую очередь говорю об образовании. Там были собраны лучшие кадры, которые одновременно творили и преподавали (в режиме мастерских). Все это прекратилось после перестройки. Многие аниматоры уехали работать в том числе в Голливуд. В итоге мультфильмы, получившие всемирное признание (например, «Симпсоны» или собравший рекордную кассу «Зверополис»), были сделаны при участии российских аниматоров, уехавших за рубеж.

– Но сегодня многие талантливые аниматоры возвращаются в Россию.

– Это правда. Но многое будет зависеть от того, создадут ли условия для их творческой реализации на родине. Вот Игорю Ковалеву в этом смысле повезло: он вернулся, работает художественным руководителем анимационного сериала «Алиса знает, что делает» и при этом продолжает снимать авторское кино. Его проект «До любви» стал открытием 2016 года, собирает призы по всему миру.

А вообще даже если мультфильм создается за рубежом, всегда приятно знать, что его автор - российский режиссер. Приведу в пример Александра Петрова, который получил «Оскар», работая над проектом «Старик и море» в Канаде.

– Кстати, вопрос про «Оскар»: режиссер Константин Бронзит, представлявший Россию, его так и не получил. И эксперты считают, что причина тому – наша страна не продвигала его мультфильм.

– Возможно, дело и в этом тоже. Замечательный мультфильм Костантина Бронзита «Мы не можем жить без космоса», который был номинирован на «Оскар» в этом году, собрал огромное количество призов по всему миру. А к «Оскару» мы оказались не готовы – прецедентов не было… Надеюсь, научимся со временем продвигать наши мультфильмы.

Страны действительно тратят много ресурсов на это. Они стараются, чтобы номинированный на «Оскар» мультфильм посмотрели все киноакадемики и все те, кто формирует общественное мнение. Кстати, на пиар «Старика и море» Канада не пожалела огромных денег.

– Один из режиссеров посетовал, что учиться анимации приходят люди, которые вообще не умеют рисовать. Это правда?

– Увы. Приходят люди, которые надеются только на компьютерные технологии. Ну и конечно, из-за этого возникают проблемы. Им не хватает базовых знаний, необходимых для художника. На одних технологиях не уедешь. С другой стороны, есть авторы, которые продолжают рисовать исключительно вручную. Тут нужно искать баланс.

– Я слышала, в России появятся документальные мультфильмы. Что это вообще такое будет?

-Это так называемая прикладной анимации, которая пока совсем не освоена. У анимации есть ресурс для материализации миров и сюжетов, которые иным способом одушевить невозможно. Например, увидеть обратную сторону Луны или показать, как делится клетка, как работают вообще физические законы…

– Нет ли идей сделать мультики по сюжетам серьезных произведений, скажем, «Войны и мира»?

– Идеи такие есть. Но, как я уже говорила, сейчас хорошие сценаристы - это скорее случайность, чем закономерность. Но кстати, в лихие 90-е годы российские режиссеры-аниматоры получили заказы на экранизацию Шекспира от Великобритании (сейчас все права на этим мультфильмы принадлежат BBC). Был большой образовательный проект для британских школьников. Очень хотелось бы, чтобы и у нас он появился.

Вообще в России любят создавать обучающие мультфильмы. Возможно, это потому, что у российского родителя есть некоторый невроз, ему кажется, что смотреть мультики просто ради развлечения чуть ли не грех. А вот если мульфильму придать развивающую или образовательную функцию, то тогда это совсем иное дело.

– Но некоторые родители жаловались, что дети начинали вести себя как Маша — хулиганистая подруга Медведя.

– Тут родитель сам должен решать, какие мультфильмы стоит показывать, а какие нет (с учетом какого возраста, индивидуальных особенностей ребенка). Но, кстати, Маша своим поведением учит, как преодолевать детские страхи и неврозы.

– На ваш взгляд, есть ли откровенно вредные мультфильмы, которые стоит запретить?

- Ну вот на днях как раз Госдума запретила «хентай» – это японские мультфильмы «для взрослых», которые проходят по разряду детской порнографии. За это проголосовали депутаты единогласно.

– В проекте про будущее российской мультипликации сказано, что произойдет смена линейного сюжета на мультитемпоральный. Что это такое?

– Это технологии 360 градусов, которые уже сейчас являются серьезным вызовом современному процессу телевизионного производства и искусству «сторителлинга», к сценарию, проще говоря. Когда ты смотришь не в одну плоскость на экране, а можешь двигать изображение и смотреть куда угодно, в том числе как бы за спину. И тогда можно будет строить сюжет не линейно, а делать разные интересные развилки, как пространственные, так и временные.

– Еще в проекте сказано, что дети в будущем смогут испытывать все те чувства и переживания, что и герои...

– Это пока скорее фантазия, которая однако может реализоваться быстрее, чем мы ожидаем. Новые технологии подоспеют.

– И все-таки мультфильмы будущего – они о чем вообще? И кто будут там главные герои – животные, люди или может быть предметы?

– В мире происходит бешеный взрыв и усложнение технологий, но сущность человеческая остается прежней - со всеми своими бедами и радостями, проблемами и поисками ответов на вечные вопросы. Так что мультики будут обо всем этом. А уж с какими героями в мультиках проблемы обсуждать и решать – с андроидами или инопланетянами – это частности.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру