Фишка этого художественного промысла в том, что в руках умелых уральских мастеров -литейщиков простой и дешевый строительный материал превращается в искусство. Началось это еще при Петре I, и больше чем за III века производство не утратило необходимости.
За это время скопилось не мало исключительных вещиц из чугунного литья. Что-то находится в музеях, антикварных салонах, частных коллекциях, на действующих уральских предприятиях. Для выставки экспонаты собирались более чем из 30 собраний.
Самый ранний экспонат – из собрания Государственного исторического музея – напольная плита из усыпальницы князей Гагариных, отлитая в начале XIX века. Есть предметы со знаменитой парижской Всемирной 1900 года: модели Баумгартена из собрания Русского музея, плита «Апофеоз Александра», которая является аллегорией победы России над Наполеоном.
Много икон – ими тоже славился дореволюционный Урал. Но сохранилось их немного: в советское время образа пускали в переплавку. Тем ценнее оставшиеся экземпляры: плакеты с изображением святых, скульптурная пластика. От самых крупных – метровых Иисуса и ангела – замирает дыхание
.
Особое внимание заслуживают подарки, преподнесенные царским особам и политическим деятелям Например, столики для книг, отлитые уральцами персонально для Брежнева, жанровые скульптуры на тему "Мир во всем мире", изготовленные к приезду в Москву Президента США Рональда Рейгана в 1988-м году.
Не забыли и про современное литье: перед нами мирный труд граждан, предметы с советской символикой, темы спорта, балета, литературные серии...
Война на выставке заслуживает отдельного разговора: Отечественная 1812-о года, 1-я мировая, Великая отечественная, Афганистан... Эти темы нашли отражение в работах «Возвращение с фронта», оборона Севастополя. Здесь застывшая память в металле напоминает, какой ценой была добыта великая победа.