Убийство в Африке режиссера Расторгуева назвали большой потерей для документалистики

Виталий Манский: «Я бы сравнил его фильмы с самыми высокими образцами русской литературы»

Погиб режиссер Александр Расторгуев, один из самых талантливых наших документалистов. Его тело нашли 31 июля в 23 километрах от города Сибут в Центрально-Африканской Республике. Он был вместе со своими товарищами - журналистом Орханом Джемалем и оператором Кириллом Радчеко, работал на проекте «Центра управления расследованиями».

Виталий Манский: «Я бы сравнил его фильмы с самыми высокими образцами русской литературы»

Коллега Александра Расторгуева, документалист Виталий Манский, которому «МК» позвонил в Латвию, эмоционально рассказал о том, кем был этот человек.

- Не хочу комментировать все, что непосредственно связано с этой трагедией. Как и все, я узнаю подробности случившегося из средств массовой информации. В эту минуту хочу сказать о другом – о том, какого глобального уровня эта потеря. Боюсь, подозреваю, вернее, даже уверен, что представления 99,9 процентов людей, даже если они отдаленно представляют, кто такой Александр Расторгуев и чем он отличается от Николая Расторгуева, все равно базируются на его картинах «Срок» о Болотной, белоленточной истории. Или на его фильмах, сделанных с Павлом Костомаровым «Я тебя люблю», «Я тебя не люблю». А на самом деле Александр Расторгуев создал величайшие летописные произведения, эпосы русского бытия. В первую очередь, это «Дикий, дикий пляж. Жар нежных» в его полной, пятичасовой версии, «Чистый четверг» о чеченской войне, «Мамочки», «Гора»... Я бы сравнил эти картины с самыми высокими образцами русской литературы. В кинематографе до него ничего подобного не было и не знаю, будет ли после. А вот в русской литературе это Гоголь, Толстой, такого уровня авторы.

– И ведь что сейчас приходится слышать даже от ваших коллег: «Зачем он туда вообще полез?» Но документалист и должен лезть туда, куда другой не сунется...

– На этот простой и прямой вопрос я также прямо отвечу. Наше общество черствое, закрытое, зашоренное, зашторенное. Оно не готово было коммуницировать с его посланиями высшего порядка. А Саша, как человек жаждущий общения с народом в широком смысле слова, из-за этого перешел на быстрый жанр, на более публицистическую стезю, пытаясь расшевелить страну. Он пошел в публицистику, на «Радио Свобода». «Свобода» присылает нам на отбор фестиваля «Артдокфест» каждый год по 12-15 фильмов. У меня такая тактика: когда я отбираю фильмы, то не смотрю титры, не обращаю внимание на имена авторов, чтобы ничто не смущало - дружеские или какие-то другие отношения с ними. Я смотрю фильм, а потом уже заглядываю в титры. Все, что я отбирал, было сделано Александром Расторгуевым. Хотя это кино из серии «утром в газете - вечером в куплете». Но даже в таком формате он умел создавать слепки времени. Железобетонные слепки, золотые слепки. Это абсолютно выдающийся человек.

- Я ничего не знаю о его семье. У Саши остались дети?

- Конечно, остались. Что же он - не человек? Остались сын и дочь. Не маленькие уже, но дети.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27746 от 2 августа 2018

Заголовок в газете: Как умирают документалисты

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру