Зад слона как зеркало русской коррупции

Жестокая сатира о современной России

20.09.2018 в 17:52, просмотров: 2946

Осень. Плед. Кофе. Задняя часть слона... Нет, задняя часть слона — не атрибут осени, это следовало бы написать в кавычках, ибо — книга. Автор — Андрей Райкин — презентовал ее на днях читателям. Поддержать известного документалиста, написавшего первую в жизни повесть, пришли поэт Владимир Вишневский, музыкант Александр Виста, театральные деятели — Тереза Дурова, Ирина Корчевникова и другие. И не случайны здесь люди театра, ведь главным героем крутой российской действительности с ее коррупцией, абсурдом и головотяпством оказался не кто иной, как артист. Да еще кукольного театра. Но обо всем по порядку.

Зад слона как зеркало русской коррупции

«Задняя часть слона» — сатирическая книжная миниатюра размером в сто страниц за авторством Андрея Райкина. Мой любимый размер! Аккурат на один присест. На один долгий осенний вечер. С утра читать не советую — просто потому, что не оторваться. Нет, не детектив, хотя в чем-то он самый и есть. Но без трагедии — просто лихо закручен сюжет.

Книга, предложенная автором к получению истинного удовольствия, хороша неимоверно. Всем. Ну, во-первых, она смешная. «Заднюю часть слона» можно прочитать за одну только фразу, объясняющую эмиграцию одной творческой единицы — а-ля артист — в Землю обетованную: «Какая разница, где испытывать творческий голод, — здесь или там. А там все-таки фрукты!»

Матвей Матвеевич Запорожец много лет прослужил в местном кукольном театре. Его коронная роль, и, между прочим, любимая, много лет честно исполняемая, — задняя часть поролонового слона (ноги и все остальное) — представляете, да? Любимец женщин, не раз женатый, острослов, под давлением молодой напористой супруги собрался завязать с театральной деятельностью и отвалить в Землю обетованную. И тут на его пороге возникают два неприметных человека из строгих органов — наследники нержавеющего дела Железного Феликса. Но не в связи с возможной эмиграцией артиста — тут дело государственной важности!

Книга полна пародийных выпадов, но настолько различных по смысловому оттенку, что получается абсолютно законченная картина времени и места — Россия, начало XXI века. Здесь и тонкая ирония в адрес еврейской нации, самоироничной в мире, и дружеская подколка, адресованная артистическому миру, в котором автор варился с детства и знает не понаслышке, и стеб над перегибами в человеческих отношениях. И — жесткая сатира в отношении той окружающей действительности, в которой мы все существуем. Власть абсолютная, и ее производная по отраслям и ведомствам показана столь гротесково, что через смех сквозь слезы поневоле осознаешь, как же все это, во-первых, просто правда, а во-вторых, насколько же правда эта в действительности ужасна.

В этой повести имеется все: сюжет с неожиданными завязками и разрешениями, взятые из жизни яркие, но типичные образы, смешные диалоги, меткие фразы, хороший литературный, но легкий как воздух язык. И наконец, бесконечная внутренняя ирония автора: над чиновниками, обществом, мировоззрением, стереотипами, устаревшими традициями и прочее и прочее. Над собой, надо полагать, тоже.

Вы спросите, зачем все это читать? Просто для удовольствия, которое можно получить от хорошей литературы в лучших традициях Салтыкова-Щедрина! Ну и в конце концов надо же узнать: удастся ли обитателю задней части слона эмигрировать в Израиль? Или так и придется бедолаге всю оставшуюся, видимо, уже очень короткую жизнь спасать для государства сворованные государственным же лицом миллиарды. А что бы сделали вы, если бы однажды система поставила вас перед таким выбором и пообещала бы устами лихого полковника определенного ведомства «грамм эдак пятьсот героина» в багаже при таможенном досмотре, если выбор вы сделаете неверный.