Чулпан Хаматова доведет аниматоров до Казани

Фестиваль «КРОК» открылся исследованием селфи и прочности связи

30 сентября, в столичном Доме кино открылся XXV Международный фестиваль анимационных фильмов «КРОК». Единственный в мире «водоплавающий» киносмотр пройдет на борту теплохода, рассекающего волжские воды по маршруту Москва–Углич–Мышкин–Ярославль–Нижний Новгород–Казань–Чебоксары–Нижний Новгород. 130 мультфильмов отобраны из 1312 заявок из 64 стран, и эта статистика заявляет поистине олимпийский уровень конкурсной программы.

Фестиваль «КРОК» открылся исследованием селфи и прочности связи
Связь. Роберт Лёбель. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

Необычность нынешнего юбилейного фестиваля – в одновременном участии в нем как начинающих режиссеров, так и признанных анимационных мэтров. Раньше тех и других не «смешивали» в одном кинозале, чередуя их показы по четным и нечетным годам. Среди российских участников конкурса - Алексей Туркус («Суета сует»), Светлана Филиппова («Митина любовь»), Нина Бисярина «Остановка», Александр Петров «Заставка «Киностудии КИТ», Роман Соколов («Теория заката»), Антон Дьяков («Виват мушкетеры»), Ира Эльшанская («Белоснежье»), Мария Конева («Вдоль и поперёк»), Галина Голубева («А как наши космонавты»), Саша Свирский («Lavo»), Светлана Андрианова («Жил-был дом»).

Анимационный корабль, словно мощный магнит, притягивает к себе людей, не имеющих прямого отношения к анимации, но близких ей по духу и идеалам. Так, на трап корабля впервые зайдет известный фотограф, журналист и телеведущий Юрий Рост. Здесь же можно будет встретить блистательного переводчика Ларису Волохонскую, лауреата международных премий за перевод на английский язык «Анны Карениной» Толстого, «Идиота» и «Братьев Карамазовых» Достоевского. Легендарный бард, поэт и композитор Юлий Ким уверенно расширяет свои фестивальные границы: пару лет назад он впервые оказался на фестивале российской анимации в Суздале, а стихи для мультфильмов он сочинял дважды – в 1979 году к «Очень синей бороде» Владимира Самсонова и в 2010-м - к «Гадкому утёнку» Гарри Бардина.

Юрий Норштейн Фото: Валерий Рябин

В Казани к звездному десанту присоединится Чулпан Хаматова. Актриса вошла в оргкомитет фестиваля и, как говорят, повлияла на маршрут теплохода с аниматорами и остановку на ее родине в Казани.

Особая миссия возложена на Лору Гуэрру, вдову легендарного Тонино Гуэрра, написавшего сценарии к фильмам Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Андрея Тарковского и Андрея Хржановского. Лора привезла из Италии приз им.Тонино Гуэрра, который на церемонии открытия «КРОКа» сразу же был вручен индийскому режиссеру Сурешу Эрийяту, автору веселых и остроумных видеозаставок фестиваля.

Первая конкурсная программа – единственная, показанная на суше, продемонстрировала разнообразие анимационных тем и техник. Экологическую тему заявила группа французских режиссеров с фильмом «Гибриды». В нем все обитатели океана – объемные, в 3D, очень реалистичные - состоят из мусора, выброшенного в воду человеком: пивных крышек, деталей посуды, автомобильных шин. Кукольный фильм «Обличение» (реж. Сэм Гейнсборо, Великобритания) рассказывает о переживаниях молодого человека, не способного преодолеть барьер застенчивости и заговорить со случайными посетителями бара. Лица кукол слеплены из пластилина и очень подвижны – легко меняют форму, стекают на стол и уносят зрителей в проблемное детство главного героя. Рисованные «Уик-энды» Тревора Хименеса (США) продолжили заданную тему сложного детства: здесь маленький мальчик, словно мячик для пинг-понга, вынужден подстраиваться к жизни работающей мамы и своего «воскресного» папы, каждый из которых пытается параллельно наладить свою личную жизнь.

Уик-энды. Тревор Хименес. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

Безусловную актуальность и щепотку черного юмора внес в программу фильм «Селфи» (Клаудиус Гентинетта, Швейцария). Это пародия на современного человека, увлеченно делающего селфи в любой ситуации – на пляже, в туалете, в больнице, роддоме и… морге. «Виват, мушкетеры!» российского режиссера Антона Дьякова добавили драйва и смеха зрительному залу, а «Современные жизни» Билла Плимптона (США) на 30 минут погрузили зрителей в психоделический мир, где явно считывался референс – легендарная, обожаемая битломанами «Желтая подводная лодка» Джорджа Даннинга.

Но явным фаворитом первой конкурсной программы стал рисованный фильм «Связь» Роберта Лёбеля (Германия) – с выразительной графикой и яркой метафорой о непредсказуемости жизненного пути. Два человечка связаны друг с другом, словно крепкой веревкой, общими волосами. Со временем волосы удлиняются, и человечки расходятся все дальше. Один мечтает о небе и стремится ввысь, в горы, туда, где рядом с птицами пасется глупый баран, второй находит свое счастье на земле, среди плодородных деревьев. Амбиции первого уносят его так высоко, что волосы не выдерживают напряжения и рвутся, успев изменить жизненный маршрут обоих героев - подняв на вершину горы «земледельца» и спустив с небес мечтателя. Напомним, что четыре года назад молодой Лёбель, опоздавший к началу фестиваля в Москве и с приключениями добиравшийся на маршрутке до стоянки теплохода в Угличе, получил на «КРОКе» сразу две награды за свой 4-минутный «Ветер»: приз зрительских симпатий и спецприз жюри за самый смешной фильм.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру