Путь в нирвану со «Встречной полосы»

Пластинки современных артистов заставляют задуматься о бренном и вечном

Для кого-то музыка фон и развлечение, для других — способ высказать свою общечеловеческую или гражданскую позицию, для третьих — возможность пригласить слушателя к диалогу о сакральных истинах или вступить с ним в дискуссию о том, существуют ли они. «ЗД» в этот раз обратила внимание на два очень разных по духу, стилю и содержанию проекта, которые, однако, объединяет одно ценное качество — вдумчивость, стремление к тому, чтобы музыка была не просто набором звуков, а осмысленным посланием.

Пластинки современных артистов заставляют задуматься о бренном и вечном

«Сплин» не успокоился, даже найдя «Ключ к шифру»

У Александра Васильева есть песня «Добрых дел мастер». По аналогии самого лидера группы можно назвать мастером метаморфоз. С одной стороны, он все время движется по одной линии, узнаваемой и четко прослеживаемой, с другой — не боится выходить за рамки, демонстрировать разные грани и формы творчества. Любопытно наблюдать за этим в динамике, когда, например, сначала выходит двойной альбом «Резонанс» — жесткий, бескомпромиссный, как большое зеркало, отражающее реальность; потом — обращенный скорее к самому себе «Ключ к шифру», в чем-то медитативный, который погружает в какое-то измененное состояние, но не дает провалиться в сон, забытье и потерять связь с миром. Недавно вышедшая пластинка «Встречная полоса» — некий синтез того и другого, даже по названию — вызов, по содержанию — пестрая, многоголосая история. Черные фигуры мужчины и женщины на обложке, движущиеся друг к другу по белому канату с палками для баланса, — символы, которые каждый может трактовать по-своему.

Психоделичность и сюрреализм, которые уже давно стали элементами фирменного стиля «Сплина», — основные характеристики этой работы, 15-го номера в дискографии команды. Интересно не только смысловое наполнение, но и то, как шел процесс: в записи, которая проходила в 2017–2018 гг., приняли участие не только постоянные члены коллектива, но также перкуссионисты, духовая секция, струнный квартет. «ЗД» публиковала большой репортаж с прошедшего в прошлом марте шоу «Тепло родного дома». Одноименная композиция стала первым синглом с альбома, выпущенным еще в декабре 2017-го. Именно ее Васильев отмечает как центральную, смыслообразующую. Второй сингл, «Булгаковский марш», был презентован в апреле 2018-го в виде анимационного клипа.

В пластинку вошло 11 песен, которые, по словам автора, не попали на «Ключ к шифру». Несмотря на разные оттенки эмоций, настроений и даже музыкальных стилей, их объединяет общий лейтмотив. Напряженная, ритмически неровная и нервная заглавная композиция, давшая название всей истории, переходит в печальную, драматичную «Наутро». Ее сменяет боевик «Чей-то ребенок». «В альбоме нашлось место как ироничным вещам («Испанская инквизиция», «Шпионы» и «Яблоко»), так и медитативным («Шаман», «Когда пройдет 100 лет» и «Волк»)», — говорит Александр. Хлесткие рифмы переплетаются с запоминающимися то ясными, повторяющимися, то более витиеватыми мелодическими рисунками; четкие, прозрачные смысловые конструкции — с метафорами. Автор приглашает слушателя вступить с ним в диалог, стать одновременно участником действия и наблюдателем, предлагая ему самому выбрать роль, задать свои вопросы и найти на них ответы.

Ритуальность в электронной «обертке»

Создатели Mystic Rose позиционируют музыку своего проекта как этно-трип-хоп. На первый взгляд может показаться странным, но на самом деле у трип-хопа (одним из основателей считается легендарный Tricky) много общего с корневой музыкой и ее элементы, мотивы часто используются в нем. Да и сама атмосфера электронных композиций, созданных в этом направлении, часто навевает мысли о далеком прошлом, мистической связи поколений. В том, что делают Mystic Rose, это отражено особенно ярко. Их история началась в 2010-м, когда о вокалистке и об авторе песен Азизе Ибрагимовой публика узнала благодаря ее участию в украинской версии шоу талантов «The X-Factor». По решению жюри она тогда вошла в список самых талантливых молодых артистов Украины и стала фавориткой проекта у зрителей. Через два года она познакомилась с режиссером и продюсером Дмитрием Каратановым, и вместе они создали группу, определив стиль, вектор и направление движения. Позже Дмитрием была собрана команда профессионалов-единомышленников, и через год кропотливой работы группа дала большой концерт в Москве — театрально-музыкальное шоу с перформансом и видеоинсталляциями. Помогал им в этом театр «Эскизы В Пространстве» под руководством Маргариты Голошумовой. Основной идеей действия, по словам артистов, стал «путь человека, воля, красота, сила человеческого духа, способного на все чудеса мира».

Альбом Mystic Rose «Will» — это история из 9 композиций на русском, английском, украинском, крымскотатарском и суахили, песни, современные и актуальные по звучанию, но как будто передающие какое-то сокрытое глубоко знание. Первую — Araba — можно было бы назвать мантровой, если бы ее составляющие повторялись, а не чередовались друг с другом, как будто следуя извилистому течению реки. Где-то заложен очень конкретный текстовый посыл, как в композиции Pover, в которой рефреном повторяется фраза «чужих не бывает», где-то голоса предков как будто перекликаются с голосами наших современников. Слух порой цепляется за игры слов и сочетаний букв в них вроде «вопреки — в Африке реки текут»; где-то сложно сконцентрироваться на смысле, и он воспринимается интуитивно. Словно оправдывая название группы (в переводе на русский — «Мистическая роза»), артистам удается все же балансировать на грани реального и того, что расширяет границы восприятия, быть оригинальными за счет своей тонкости и глубины. Светлые, лиричные опусы сменяют загадочные, как будто скрывающие тайну, доступные, ясные мелодические ходы — нетривиальные, тонко подобранные звуки и шумы. Выходя за какие-то традиционные рамки, создатели Mystic Rose подчеркивают, что проект не принадлежит музыкальным лейблам, политическим партиям и конфессиональным группам. Это особая, самобытная история, и время покажет, к чему она приведет.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27819 от 26 октября 2018

Заголовок в газете: ЗД-прослушка

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру