Художники удивили Дагестан лезгинкой на бутылке

Около 40 жительниц Дагестана пожертвовали свои локоны для арт-эксперимента

Станцевать лезгинку на бутылке, сделать бороду джигита из женских волос и изучить Махачкалу на ощупь — с завязанными глазами и босиком… На такие смелые эксперименты пошли молодые художники в Дагестане, чтобы прочувствовать дух Кавказа, погрузиться в другую культуру и создать собственные произведения. Итоги путешествия студенты ГИТИСа (мастерская Дмитрия Крымова и Евгения Каменьковича) показали в выставочном зале «Песчаная ГРАУНД».

Около 40 жительниц Дагестана пожертвовали свои локоны для арт-эксперимента
Григорий Рахмилович и его инсталляция: слепок собственного лица с бородой из волос женщин Дагестана, видеофиксация срезания локонов и ретрофото в костюме джигита.

«Арт-Кавказ. С Дагестаном в голове» — больше чем выставка. Для десяти молодых людей, которым на момент поездки было от 18 до 21 года, это приключение стало актом превращения в художников. В Дагестан студенты ГИТИСа отправились вместе со своими преподавателями, которые читали у них курс по современному искусству в течение учебного года, — искусствоведом Дмитрием Буткевичем и известной художницей, внучкой Рамсула Гамзатова — Таус Махачевой. Строчка из стихотворения дагестанского поэта легла в название выставки: «Все приемлю я, что будет, с Дагестаном в голове…» Девять девушек и один юноша «перевели» теорию в практику. Результаты арт-эксперимента сначала продемонстрировали на форуме «Аланика» во Владикавказе, а теперь в столичном выставочном зале на Новопесчаной улице.

Открывает выставку работа Елизаветы Гусевой: пол и стены покрывают линии из черного и желтого скотча. Здесь соединились и древние каменные лабиринты, виденные девушкой когда-то на Соловках, и горные рельефы Дагестана, обозначенные, как на карте, витиеватыми линиями, и дорожная разметка. Создание системы — процесс медитативный, убедилась Лиза, выложив на одной из возвышенностей Дагестана свой лабиринт. В качестве подтверждения художница показывает фото автодорог, сделанных в разных уголках России: кривые тройные сплошные, дороги, где все пространство занято абстрактной разметкой, «зебры», нарисованные в несколько слоев и ведущие в разные направления. Хаос — это порядок высшего уровня, утверждают физики. Законы Вселенной работают и в повседневной жизни.

Кадр из пеформанса Марии Плавинской, где она изучает Дагестан на ощупь.

Мария Плавинская решила изучить Дагестан на ощупь. Она сняла обувь, завязала глаза и отправилась на базар в Махачкале. Девушка трогала все, что ей попадалось под руку.

— Забрали нас на второй минуте, — рассказывает Дмитрий Буткевич. — Нас окружили 20 мужиков, подбежали трое полицейских с автоматами — не понимали, что происходит. Маша сама все объяснила: «Я узнаю Дагестан тактильно». Потом меня отвел в сторону молодой лейтенант и говорит: «Я понимаю, у вас перформанс». Уже было приготовился прослушать лекцию про культурный диссонанс. «Но у нас патриархальное общество. Будьте осторожны!» — сказал лейтенант, и нас отпустили.

Через несколько дней девушка повторила тактильный перформанс на соседнем рынке, и никто уже не удивлялся — сработало сарафанное радио. Однако еще дважды художникам пришлось объясняться с полицией, но все разрешилось благополучно. Виновником одного из инцидентов стал Григорий Рахмилович, который случайно перешел границу с Ингушетией. Григорий решил набраться в стране джигитов мужественности и обзавестись ее символом — бородой. Своя у 21 летнего юноши пока не растет, так что он придумал сделать накладную… из женских волос.

Работа Григория Рахмиловича: борода из волос жительниц Дагестана.

Около 40 жительниц Дагестана пожертвовали свои локоны для арт-эксперимента. После чего Григорий переоделся в джигитский кафтан, шапку, накладную бороду и сфотографировался. Во время фотосессии как раз и перешел границу, которая была обозначена неприметными столбиками, за что получил нагоняй. Отделался легким испугом. Так — с приключениями — сбылась мечта о бороде.

Работа Евгении Ржезниковой: автопортреты дагестанцев из пластилина.

Евгения Ржезникова и Ольга Сизой предложили местным жителям создать автопортреты. Евгения в качестве материала выбрала пластилин, а Ольга — бумагу и карандаши. Небольшие позолоченные скульптуры, напоминающие древние изваяния, Ржезникова дополнила личными историями героев, добрыми и открытыми. Ольга показала рисунки в одном из аулов. Некоторые зрительницы узнавали в портретах себя, хотя изображены были вовсе не они. Может, дело в том, что все без исключения женщины рисовали себя с большими глазами, распущенными волосами и накрашенными губами, хотя в реальности носят хиджаб. Смотреть и видеть — разные вещи.

Один из самых рискованных перформансов делала Анна Гребенникова. Девушка решила танцевать лезгинку на свой манер — стоя на бутылке. На шее у нее висел пакет, из которого она то и дело доставала старый картон или одежду и рвала, повторяя характерные движения руками из танца. Анна танцевала не только на улицах Махачкалы, но даже на свадьбе. Туда она пришла в шортах и футболке ДДТ. Несмотря на смелый для консервативной церемонии наряд, молодожены и гости встретили художницу с радостью и даже помогали ей удержаться на бутылке. Так что Дагестан с его патриархальными устоями оказался территорией, открытой для нового и необычного.

Выставка-погружение получилась не только о другой культуре, которую большинство ассоциирует с некими клише: лезгинка, джигиты, горячие кавказские нравы. Это отказ от стереотипного мышления и восприятия посредством искусства. «И меня пусть небо судит по стихам, не по молве» — так заканчивается стихотворение Расула Гамзатова, вынесенное в заглавие проекта. О Дагестане, как и обо всем в мире, стоит судить так же — не по молве.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Кавказ как искусство: в голове и бороде

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру