Берлинский кинофестиваль выбрал два фильма про русских мальчиков

Героев Александра Золотухина и Александра Горчилина разделяет столетие: от Первой мировой до наших дней

22.01.2019 в 17:23, просмотров: 4088

7 февраля открывается 69-й Берлинский кинофестиваль. А уже через день в его программе «Форум» состоится премьера российского фильма «Мальчик русский» 31-летнего Александра Золотухина. Это полнометражный дебют ученика Александра Сокурова, получившего режиссерскую профессию в его знаменитой мастерской в Кабардино-Балкарском университете. «Кислота» другого дебютанта — 26-летнего Александра Горчилина, актера «Гоголь-центра» и ученика Кирилла Серебренникова, — вошла в программу «Панорама». И она тоже о русских мальчиках, но совсем другого образца — Москвы 2017–2018-го.

Берлинский кинофестиваль выбрал два фильма про русских мальчиков
Кадр из фильма «Мальчик русский». Фото: предоставлено Фондом Александра Соркурова

100 лет разделяет героев этих фильмов. Как говорят, почувствуй разницу. «Мальчик русский» произведен при участии киностудии «Ленфильм» фондом поддержки кинематографа «Пример интонации» Александра Сокурова, который стал художественным руководителем фильма своего ученика. Сценарий написан Александром Золотухиным на основе уникальных исторических фактов, связанных с Первой мировой войной. В 1916 году деревенский парень Алексей отправляется добровольцем на фронт, мечтая о славе и подвигах. В первом бою он лишается зрения, но остается служить слухачом. Теперь он должен прислушиваться к тому, что происходит в небе при помощи металлических воронок, и поднимать тревогу в случае приближения вражеских аэропланов. Изначально фильм так и назывался «Слухач». Главную роль сыграл актер Владимир Королев. Съемки проходили в Петербурге, Кронштадте и Выборге. В массовых сценах задействованы непрофессиональные актеры, которых нашли на улицах, заводах и детских домах, среди курсантов военных училищ. В картине прозвучит Третий концерт для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова.

Ученики Сокурова из Нальчика уже работали на «Ленфильме», а потом их картины разобрали мировые фестивали. Премьера «Софички» Киры Коваленко, снятой на абхазском языке, состоялась на Таллинском кинофестивале класса «А». «Теснота» Кантемира Балагова участвовала в «Особом взгляде» Каннского кинофестиваля, а уже через год молодой режиссер стал членом жюри этого престижного конкурса. «Глубокие реки» Владимира Битокова, снятые на кабардинском языке, вошли в восточно-европейскую программу фестиваля в Карловых Варах.

Александр Золотухин. Фото: Ольга Шервуд

Александр Золотухин родился в Запорожье в семье военного летчика и вместе с родителями колесил по городам и весям. Окончив школу с золотой медалью, поступил на экономический факультет Кабардино-Балкарского университета и только потом стал студентом Санкт-Петербургского университета кино и телевидения. Но уже через два года он перешел на режиссерский курс Александра Сокурова, набранный в Нальчике. Александр Золотухин снял несколько короткометражных игровых и документальных картин — «Новый Прометей», «Песни, что пели до меня», «Орнамент», «Опыты», «Жизнь моего друга», «Леса Вавилона». Они участвовали в кинофестивалях в Москве, Ханты-Мансийске, Иванове, Белграде и Локарно. А потом он вернулся в Петербурге. Идея Сокурова подготовить профессиональные кадры для Кабардино-Балкарии и возродить национальное кино так и не реализовалась. Его ученики устремились в столицы, а те, кто остались в Нальчике, не могут найти работу. Один из них работает таксистом, чтобы прокормить семью.

Кадр из фильма "Кислота". Предоставлен пресс-службой Берлинского кинофестиваля

Картина 26-летнего Александра Горчилина уже получила приз за дебют на сочинском «Кинотавре». Это поколенческое кино с малопривлекательным женским миром и производящим впечатление мужским, где совсем еще молодые мужчины уходят из жизни, не найдя применения. А единственный способ быть не таким как все — произвести обрезание. Авторы «Кислоты» позиционируют ее как манифест поколения двадцатилетних. Их обреченные на одиночество герои живут безбашенно, прожигают время впустую, не ведают, что такое любовь и настоящая семья. Александр Горчилин рассказывает: «Кирилл Серебренников дал мне совет: «Ты актер, вот и попробуй сыграть в режиссера». Вначале я пользовался этим приемом, и возникло ощущение, что занимался этим уже лет десять. Все делал в первый раз, но верил в то, что делаю. Страх был только в творческой стороне вопроса: что и как снимать, а самого процесса я не боялся совсем. Хотя, нет, был страх перед взрослыми актерами — Александрой Ребенок, Розой Хайруллиной, Алексеем Аграновичем, Еленой Морозовой. Это комплекс малолетки. И я им благодарен за то, что они без иронии и снобизма приняли мой переход от актера к режиссеру и помогали своим опытом».

В основном конкурсе, жюри которого возглавит французская актриса Жюльет Бинош, пока российских картин нет.