В Театре мюзикла состоялась мировая премьера «Пассажиров»

Путевые заметки без страховочных тросов

01.02.2019 в 18:15, просмотров: 4136

Две недели назад канадский цирковой поезд с замысловатым названием «7 пальцев» привез в Московский театр мюзикла премьеру. «Пассажиров» всего 8. Время в пути — 90 минут. Песчинка во временном континиуме, но ее достаточно, чтобы рассказать случайному попутчику историю своей жизни, любви, боли. Как иностранным пассажирам удалось погрузить столичных зрителей в состояние благоговейного транса — в материале корреспондента «МК».

В Театре мюзикла состоялась мировая премьера «Пассажиров»
Фото: пресс служба Московского театра мюзикла

Железнодорожные пути, мелькающие лучи прожектора, бесконечная синева неба и временные остановки на придорожных платформах — пейзажи, знакомые каждому, кто хоть раз ездил на поезде. Картинки одинаковые, только попутчики разные. Неважно, молчат они или говорят, и о чем говорят — тоже неважно. У них нет лиц, и дышат они в унисон с движением поезда. Нет, это не мои лирические воспоминания с последней дорожной поездки. Так начинается спектакль «Пассажиры» канадского театра «7 пальцев» (7 Fingers), мировая премьера которого прогремела 18 января на сцене Театра мюзикла.

У постановки нет конкретной литературной основы. Сюжетная канва для спектакля — сама жизнь. И порой, чтобы выразить ее эмоциональные перепады, слова совсем не нужны. В арсенале рассказчиков язык тела: танец и акробатика, а также видеопроекция Джонни Ранже и оригинальная музыка Колина Ганье.

— В путешествии время останавливается, — рассказывает режиссер спектакля Шена Кэрролл, известная по своим постановкам для Cirque du Solei, номеру для церемонии вручения премии «Оскар» и цирковому шоу Queen of the Night на Бродвее в Нью-Йорке. — Размышляя над своим прошлым и будущим, недавние незнакомцы то грустят о нереализованных возможностях, то предаются утопическим фантазиям.

Героев 8, историй — вдвое больше, и каждая способна стать аллюзией жизни для зрителя, сидящего в зале. Стоит только минорной музыке смениться электронным твистом, рыжеволосой девушке поставить на пол чемодан и взять в руки обручи, как лирическое спокойствие оборачивается безумной суматохой, а простые цирковые атрибуты превращаются в вокзальные турникеты.

Фото: пресс служба Московского театра мюзикла

— Простите, это мое место? Вы не видели мой билет? — старательно выговаривают канадские актеры на плохом русском, что, конечно, приводит в неописуемый восторг зрителей.

Текст все же присутствует в спектакле, но в виде небольших философских монологов и исключительно на английском. По обеим сторонам от сцены висят экраны. Так что при желании можно отвлечься от циркового действия и обратить внимание на субтитры.

Сконцентрировать внимание на чем-то или ком-то одном — задача не из легких. Одна девушка крутится в полотнах, другая — продолжает жонглировать десятком обручей, третья — в связке с партнером выписывает пируэты в лонджах, пока все остальные на глазах у изумленной публики выстраивают новые декорации, подсвечивая партнеров переносными прожекторами.

Удовольствия добавляют вшитые в, казалось бы, рваное повествование метафоры, которые так или иначе разгадываются зрителями: жизненный путь и аккуратно ступающий по канату эквилибрист, дружеское плечо и сложнейшие многоуровневые поддержки, судьбоносные взлеты и завораживающие трюки на пятиметровой высоте без единого страховочного троса.

Отправление — пересадки — прибытие. Полтора часа в пути и личный разговор с иностранными незнакомцами о том, что в России называется «за жизнь». Но поезд не может долго стоять на месте. Уже через неделю канадский экспресс повезет своих «Пассажиров» в Европу, оставив москвичам приятные воспоминания.