Веками человек был в центре внимания художников, но во второй половине ХIХ века живописцы обратили свой взор вовне. Природа не просто картинка за окном, это целая философия, космос, где человек — лишь песчинка. Одним из приверженцев такого взгляда на мир был Николай Мещерин — человек с необычной судьбой.
Сын и наследник богатого купца, основателя Даниловской мануфактуры, он в 33 года оставил Москву и удалился в Дугино, в излучине реки Пахры. Тогда семейный бизнес в результате судебного разбирательства отошел английскому барону Федору Кнопу. Кажется, Николай Мещерин не слишком держался за фабрику. После потери бизнеса он почти не выбирался в Москву. Зато создал идеальные условия для художников, которые подолгу гостили у Мещерина. К их услугам всегда были уединенные комнаты, горячий самовар, повара и кучер, который в любое время суток был готов вести на пленэр. Своему близкому другу Игорю Грабарю хозяин выделил собственного извозчика Мишку по прозвищу Арбуз, портрет которого украсил выставку. Здесь можно найти работу Грабаря «Весенний вечер», запечатлевшую одну из уютных комнат имения с роялем. Она потрясает своей техникой, цветами и настроением — полным отрешением от суеты.
Николай Мещерин не получил профессионального художественного образования, но брал частные уроки, много интересовался искусством. Он беспрестанно писал виды Дугино, часто с одних и тех же точек, в разное время суток, как это делал Клод Моне. Картины Мещерина тоже складываются в серии, фиксирующие всю неповторимость момента — свет, тени, цвета. Как Эдгар Дега, он сочетал увлечение живописью с фотографией — как раз они и открывают выставку «Выход из суеты». Здесь же можно найти макет усадьбы, которая ныне утратила свой исторический облик и нуждается в реставрации. А также — переписку с друзьями-художниками. Сама экспозиция разделена на четыре раздела — зима, весна, лето и осень. На стыке сезонов, которые соединяют четыре прохода, расположилась двухсторонняя картина, найденная в запасниках Третьяковки в ходе подготовки выставки. С одной стороны — зимний сюжет (лесная опушка), с другой — летний (ржаное поле), у каждого свое обаяние и характер.
В некоторых источниках пишут, что Мещерин оставил всего несколько десятков работ. Однако первая выставка художника в ХХI веке (и третья со дня скоропостижной кончины в 1916 году) открывает его как даровитого мастера. Проект собрал более сотни работ из 15 музеев и 5 крупных собраний. На фоне своих именитых товарищей, чьи произведения, созданные в Дугино, представлены в экспозиции, живопись Мещерина смотрится, возможно, не так технично. И все же чувствуется особый взгляд художника, его умение работать с цветом. Особенно хороша картина «Лунная ночь» (1905 год), ставшая заглавной работой выставки. Сочетание зеленых, синих, фиолетовых, оранжевых мазков с сиянием желтой луны, создают то самое яркое чувственное впечатление, за которое почитают великого Клода Моне.
На выставке удалось собрать воедино «солнечную серию» Мещерина, которая сделана, по примеру француза, с одной точки в разное время суток. Это семь этюдов, где между деревьями, служащими своеобразным открывшимся занавесом, проглядывает солнце — новорожденный рассвет, пылающий красным закат, хмурые синие сумерки… Эти сюжеты должны были сложиться в большое полотно, возможно, главное в жизни мастера. Однако воплотить его в жизнь Мещерин не успел.