«Искусство по рублю»: как купить шедевр за бесценок

Корреспондент «МК» поучаствовал в специализированных аукционах

Коллекционирование искусства доступно только богачам? А тем, кто живет на одну зарплату, остается собирать магнитики на холодильник? Правда или миф? «МК» решил проверить, может ли позволить себе человек с невысоким доходом такое азартное и притом культурное развлечение, как участие в аукционе искусства. А заодно узнал:

■ кто такой лицитатор, и откуда у него молоток;

■ зачем лоту резерв, провенанс и эстимейт;

■ застрахован ли участник аукциона от покупки подделки.

Корреспондент «МК» поучаствовал в специализированных аукционах
Самый дорогой лот аукциона — картина Анатолия Зверева.

Ежедневно на аукционах во всем мире продаются произведения искусства. Зачастую за космические суммы, которые простому смертному и за всю жизнь не заработать. Сегодня самое дорогое произведение, когда-либо проданное на аукционе, — картина «Спаситель мира». Авторство приписывают Леонардо да Винчи, но полной уверенности в этом нет. Тем не менее портрет безбородого Иисуса ушел на Christie’s в 2017 году за $400 млн. (450 с учетом комиссии). Средние цены на крупных аукционах кажутся не менее заоблачными для обычного человека — работу не самого именитого мастера можно купить за пару десятков тысяч долларов, а самые дешевые вещи уходят за пару тысяч «зеленых». Но это не значит, что стоит забыть об идее участия в аукционе как о недостижимой мечте. В мире регулярно продаются произведения, за которые торг начинается с небольшой суммы. Так, в Москве аукцион «AI» проводит торги от 100 рублей, а аукционный дом «Литфонд» — с 1 рубля! Именно там я и решила попытать счастья.

Бесплатный сыр только в мышеловке?

Чтобы принять участие в онлайн-аукционе «Литфонда», для начала нужно зарегистрироваться и представить паспортные данные (фото или скан). Это просто и быстро. Но многие аукционные дома и этого не требуют, довольно будет мобильного и адреса, если потребуется доставка. Конфиденциальность личной информации гарантируется. Правда, для нового участника есть ограничение — суммарный денежный лимит на одном аукционе составляет 50 тысяч рублей. Если игрок нацелился на более дорогую покупку, то придется внести залог 100 тысяч рублей. Но мне такая роскошь не по карману. Залог — наследие традиционного аукциона, защита от хулиганов. Не каждый аукционный дом придерживается этого правила.

Зарегистрировалась. Листаю каталог. На торги от 1 рубля выставлено 270 лотов — живопись, графика и декоративно-прикладное искусство. Есть вещи антикварные, то есть старше полувека, и их большинство, а есть и совсем свежие. Есть авторы именитые, как Анатолий Зверев, Кукрыниксы, Александр Тышлер, Оскар Рабин, Владимир Немухин, а есть не очень известные. По большей части выставлены вещи небольшого размера, много графики — то, что стоит априори дешевле. Из чего, собственно, складывается цена произведения?

Она зависит от известности автора, техники и прорисовки (масло дороже графики, эскиз, этюд, набросок дешевле законченного полотна), размера работы (чем больше, тем дороже, однако если вещь два метра «ростом», ее продать сложнее метровой), провенанса (истории работы с момента создания: чем подробнее, чем лучше), наличия экспертизы (подписанная известным искусствоведом, специализирующимся на конкретном авторе, бумага — гарантия подлинности). Обычно из всех этих факторов аукционисты высчитывают эстимейт — предварительную оценку произведения. Но тут иной случай — здесь эстимейт не публикуется, только стартовая цена: 1 рубль. На самом деле за рубль здесь ничего не купить. Никто в здравом уме не расстанется с раритетом, считай, бесплатно. Но, как показывают результаты прошлых аукционов, за пару сотен можно что-то урвать.

Я выбрала 17 вещей, которые особенно приглянулись и на которые цена не должна была слишком взлететь (не самый известный автор, небольшой размер работы), и добавила в закладки. Теперь программа будет подсказывать, что приближается торг за интересующий меня лот. На несколько работ сделала предварительную ставку — заочный бид. На одну вещь моя ставка (10–20 руб.) стала лидирующей (на следующий день ее перебили, о чем пришло сообщение на электронную почту). А вот на другие работы ставка тут же и, очевидно, автоматически, перебивалась. Значит, на эти вещи есть четкий, уже заложенный на сайте резерв — секретная цена, ниже которой владелец не готов продать работу.

Наступил час икс. На сайте аукционного дома — словно в компьютерной игре — мне предложено выбрать героя: пол, одежду и цвет волос. Появляется окошко с онлайн-участниками: все человечки сидят нога на ногу, кто в ковбойской шляпе, кто в деловом костюме. На экране возникает окошко с онлайн-трансляцией из зала аукционного дома. Блондинка с молотком — лицитатор — тот, кто ведет аукцион, — объявляет старт. И понеслось!

Первый лот появляется на экране с эстимейтом 1 рубль, а через секунду цена на табло — уже несколько тысяч! Сработал чей-то заочный бид. Еще мгновение — и офорт с живописного портрета основателя Московского университета Ивана Шувалова уходит за 17 тысяч рублей. А вот лот №5 — икона «Спас Нерукотворный» в серебряном окладе (мастер В.Лукин, 1829 г., 27×22 см). Реальный старт — с 22 тысяч. Одна ставка, другая: участники торгуются онлайн, по телефону и непосредственно в зале. В итоге цена молотка — 60 тысяч! Не так-то просто вставить свои пять копеек в такую борьбу. Однако несколько раз получается побороться, но безуспешно: цена слишком круто взлетает вверх. Впрочем, даже наблюдение вызывает мандраж. А еще чувствуешь, кто пришел за конкретными лотами, кто скупает все подряд ниже рыночной цены, а кто делает спонтанные покупки. Ах, какая яростная борьба разворачивается за картину Анатолия Зверева «Церковь в Комягино» (масло, 39×56 см, экспертиза уважаемого спеца по Звереву В.С.Силаева)! Цена молотка — 725 тыс. руб. Можно не сомневаться, что покупатель перепродаст работу дороже, рейтинг художника стремительно растет. Или сражение за «Женский портрет» художника с необычным именем Пинхус Кремень — просто загляденье. Еще бы! Картина маслом, написанная около 1950 года, приличного размера (73,5×54 см) с авторской подписью и экспертным заключением. Средние цены на работу этого яркого представителя «парижской школы», знакомца Модильяни и Шагала, начинаются от полумиллиона рублей. А тут работа уходит за 300 тысяч — большая удача для покупателя.

Моя покупка.

Рисунок с характером

Мне тоже повезло. Торг за небольшой (16,7×12,2 см) карандашный портрет женщины работы советского графика Александра Каурова начинался с пары сотен. Ставлю раз, перебивают, повышаю, перебивают, накидываю еще сотню, и вот моя ставка в 1100 рублей — лидирующая. Сердце замирает… Блондинка медлит, но никто не перебивает. Тогда она разочаровано делает третий удар молотком, а я радуюсь как ребенок, получивший желанную игрушку. Драйв! Доставшийся мне лот — один из самых дешевых на этих торгах. Он не был в числе моих закладок, но незнакомка с портрета очаровательна, как моя бабушка в молодости. Покупка — на чистой эмоции. Как утверждают эксперты, многие вещи именно так и покупаются на аукционе: вещь зацепила, проснулся азарт — и уже не остановить.

После стала разбираться, что за художника я выиграла. Оказалось, аукционных продаж Каурова раньше не было. Но автор славный. Уроженец удмуртского городка Сарапула, что под Ижевском. С детства не расставался с блокнотом и карандашом. Сделал тысячи рисунков. Учился в Москве. После уехал в Армавир, потом — в Краснодар. Женился. Работал в краевой газете. А потом грянула война. Ушел добровольцем, отказавшись от журналистской брони. Был тяжело ранен в обе ноги, их чудом спасли от ампутации. Оправился снова на фронт. Рисовать не бросал — делал шаржи и портреты однополчан. В итоге был приглашен во фронтовую газету «Боец РККА». Вернулся героем. После войны работал иллюстратором в газете «Знамя». Мне достался его рисунок 1930–1940‑х годов, очевидно, сделанный в годы учебы в Москве. Чувствуется, что портрет сделан мастерски и с душой. В глазах незнакомки читается мечтательность, внутренняя сила и дух времени.

Итак, покупка сделана. Пусть не за рубль, а за 1100. Эквивалент поездки на такси в аэропорт, заказу суши или новой кофточки. Полученные эмоции того стоят.

СПРАВКА "МК"

А сколько вы готовы потратить на покупку картины? На этот вопрос люди среднего достатка отвечали «МК» по-разному. Ценовой диапазон — от 1–2 до 30 тысяч рублей. Впрочем, большинство только мечтает о таком приобретении, но воплотить в жизнь не решается. Понятно почему — дело в доходах. Согласно статистике, средняя зарплата по Москве — 67 тыс. руб., а по России — 45 тыс. руб. В Европе и Америке люди получают ежемесячно в разы больше. Так, в Сан-Франциско средняя зарплата — $7,5 тыс. Поэтому за границей коллекционирование очень популярно, и покупка произведения искусства не роскошь, а вложение: купил картину, продал через пару лет дороже. Как игра на бирже, только приятнее (акциями-то стену в гостиной не украсить) и выгоднее — акции могут упасть в цене, а цены на искусство в 90% случаев растут только вверх.

Осталось забрать покупку. В офисе аукционного дома недалеко от Арбата сначала нужно оплатить приобретение. Комиссия «Литфонда» — 15%. На руки получаешь саму работу и чек. А что с провенансом? Информация в каталоге скудная — только примерные годы создания. Меня заверили, что вещь происходит из очень уважаемой коллекции и волноваться о подлинности не стоит. Но если я проведу экспертизу, и она не подтвердит авторство, деньги вернут. Впрочем, в данном случае экспертиза будет стоить дороже самого рисунка. Остается верить на слово. А можно ли?

— Аукционному дому не все равно, что продавать: с проблемами покупатель вернется к нему, — говорит «МК» Владимир Богданов, замдиректора портала об инвестициях в искусство «Артинвестмент». — Экспертизы обычно проверяют, звонят в экспертные организации, спрашивают, делали ли они такое заключение. Потому что среди этих бумаг встречаются фальшивые. Некоторые художники продаются без экспертизы, но с устным подтверждением искусствоведа. Это значит, он работу видел, изучил и в дальнейшем готов выдать бумагу на платной основе. Современные, ныне живущие авторы сами выписывают подтверждения подлинности. Крупные западные аукционные дома, как «Сотбис», делают примерно так же. Экспертизу для большинства вещей они проводят не сами. Да это не всегда и нужно. В целом аукцион сам по ситуации принимает решение, как обеспечить безопасность покупателя. Дорогостоящие вещи в России рекомендую покупать все же с экспертизой: свежей и обязательно именно того эксперта по конкретному художнику, которому доверяет рынок. Подделок встречается много.

Подведем итоги. Можно ли купить хоть что-то на аукционе относительно дешево? Да, но не стоит ждать чуда. Есть рыночные цены — история продаж работ художника. На аукционе от рубля можно купить вещь ниже рынка, но ненамного. Стоит ли этот опыт потраченных денег и времени (аукцион шел три часа)? Однозначно. Можно ли так «играть» регулярно? Только если ваши доходы позволяют. Удастся ли извлечь из подобного приобретения выгоду? Если заморочиться, возможно.

Российский рынок в сравнении с европейским мал и неразвит. Для серьезного собирательства стоит погрузиться в тему — подводных камней в ней немало. Коллекционировать магниты куда проще. Кстати, многие богатые люди собирают весьма необычные предметы. Так, Пенелопа Крус коллекционирует вешалки для одежды, Джонни Депп — кукол Барби, Том Хэнкс — печатные машинки, а Элтон Джон — солнечные очки. Все зависит от фантазии и вместительности вашего дома. И все же торговаться за произведение искусства страсть как увлекательно.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27907 от 18 февраля 2019

Заголовок в газете: Бывает ли искусство по рублю?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру