Дискотека «Прощай, молодость!» взбодрила «Золотую маску»

Главный театральный фестиваль страны: мертвые души пересчитали, свежей крови напились

На фестивале «Золотая маска» радикально препарируют классику. За броской, иногда совершенно случайной, безвкусной формой не угадать, чье, собственно, произведение инсценировали. Тургенева может запросто заменить Платонов, в качестве терпкой приправы — дискотека 80‑х.

Главный театральный фестиваль страны: мертвые души пересчитали, свежей крови напились
Сцена из спектакля "Река Потудань". Фото: drampush.ru

Тюменский драматический театр осуществил «поиски любви и молодости по мотивам пьесы «Месяц в деревне» Ивана Тургенева». Спектакль так и называется «Молодость», но поставлен Данилом Чащиным про старость. Такое ощущение, что режиссеры разных возрастных категорий пребывают под впечатлением от оскароносной «Молодости» Соррентино. «Мне сейчас почти тридцать лет, но я наблюдаю за сорокалетними, пятидесятилетними и понимаю, что это мое будущее. Тот возраст, когда тело начинает предавать, когда ты хочешь взять реванш у времени, «вампиришь» энергию у молодых. Молодость — это капитал, который продается и покупается», — говорит Чащин.

Тургеневских героев он отправил в современную жизнь. Рубенсовских форм Наталья Петровна в исполнении Кристины Тихоновой, выдвинутой на актерскую награду «Золотой маски», вместе со своим вечным другом Ракитиным (еще один претендент на «Маску» Сергей Скобелев) напоминают героев спектакля «Спортивные сцены 1981 года», поставленного в 1986 году Валерием Фокиным и ставшего бомбой театральной Москвы. Они бегут в спортивных белых костюмах, осваивают тренажеры, обитают то ли в санатории, то ли пансионате. Постоянно гремит музыка 80‑х, хитом становится «Полет на дельтаплане» Валерия Леонтьева. А студента Беляева здесь величают Алексеем Дельтаплановичем. Парень он пошловатый, надевает костюм голливудского супермена, стыдливо прикрывая мужские причиндалы. Старые здесь противные, вожделеющие молодых, но и молодые циничные, словно ждущие смерти стариков, мешающих жить.

На вспыхивающем экране появится на миг Ольга Яковлева, игравшая когда-то у Анатолия Эфроса Наталью Петровну совсем другой театральной эпохи. А символом наших дней стал отряд неприятных дам, выполняющих физические упражнения под песни Леонтьева, Modern Talking и другие хиты 80‑х.

Еще до приезда в Москву «Мертвых душ», поставленных Олегом Липовецким в театре «Поиск» города Лесосибирска, пошла молва об этом необыкновенном спектакле. Так что люди знали, на что шли. Даже жадный до впечатлений Виктор Сухоруков по совету коллег посетил зрелище, где три актера — Максим Потапченко, Виктор Чариков и Олег Ермолаев (Чичиков, похожий на О.Бендера, а в жизни — худрук этого коллектива), играют весь сонм гоголевских персонажей.

Сцена декорирована старыми вещами, пережившими не одних хозяев. В висящих на перегородках одеждах не хватает разве что торчащих голов, рук и ног. Носившие их люди тлеют в земле. Чичиков, покупая мертвецов, набивает их портками полные сумки. Три актера несутся как птица-тройка, а кони обретают голоса. Актеры мгновенно меняют обличья, из мужчин мимикрируют в женщин, натягивают розовые лосины и парики (Ноздрев здесь как король эстрады и КВН), работают как мотор. Энергия выбрасывается, фонтанирует, но буксует и исчерпывается уже в первые полчаса.

«Река Потудань» Псковского театра драмы им. А.С.Пушкина по повести Андрея Платонова поставлена Сергеем Чеховым. Пространство безжизненное, стерильно-безвременное. Не поймешь, кто жив тут, а кто мертв. В доме престарелых — одна богиня: высоченная медсестра, вызывающая прилив адреналина у пожилых пациентов. Они сидят и молчат. Голоса звучат свыше, их не расслышать. Куда только смотрит звукорежиссер. Доступны лишь субтитры на экране, и это все, что осталось нам от музыки платоновского слова. Медсестра проходит рядом. Можно вкушать аромат ее молодости. Опять привет Соррентино. Но пахнуть девица априори не может. И вместо крови у нее вода.

Пока старики жаждут юной крови, молодые вглядываются в недалекое прошлое. «Диджей Павел», придуманный белорусским драматургом Павлом Пряжко и поставленный в театре Post из Петербурга, на этом и замешен. И хотя авторы шоу заявляют, что ими движет вовсе не ностальгическая «дискотека 80‑х», впечатление складывается именно такое. Советская эстрада имеет сумасшедший успех у молодых: «Городские цветы» в исполнении Михаила Боярского, опять же «Полет на дельтаплане» Валерия Леонтьева, хиты «Сябров» и «Веселых ребят». Все они отобраны Павлом Пряжко и закладывают драматургию происходящего. Хиты звучат, мы сидим и смотрим на танцующих артистов, кто-то из зрителей составит им компанию. Разгоряченные актеры пьют воду из пластиковых бутылок, наивно полагая, что так оно и было в далекие для них времена. Не так важно, в какое именно высказывание складывается эта выборка, считают авторы действа, у каждого из нас воображение работает по-своему. За диджейским пультом бесстрастный Иван Николаев управляется с виниловыми пластинками. Дым заполняет пространство. И каждый выражается как может. Молодые подпитываются кровью старших. В общем, прощай, молодость! Спектакль посвящен Михаилу Угарову и игрался накануне годины со дня его смерти: таким стало приношение старшему коллеге, давшему свет документальному театру России.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27944 от 5 апреля 2019

Заголовок в газете: Диджей Тургенев

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру