Владимира Меньшова заранее поздравили с юбилеем и подарили чемодан «Спасителя России»

Юлия Ауг призвала хотя бы на время остановиться и перестать снимать кино о войне

26.05.2019 в 14:36, просмотров: 2481

Есть такая традиция: каждый год, в мае, как раз перед днем рождения города Санкт-Петербурга, в закатное время суток по Неве плывет маленький теплоход. Поворачивает туда-сюда, проплывает под многочисленными питерскими мостами, и всякий проходящий по этим мостам может услышать многократное троекратное «ура!». И если он, проходящий, еще и вслушается повнимательнее, то различит голоса самых любимых актеров отечественного кино.

Владимира Меньшова заранее поздравили с юбилеем и подарили чемодан «Спасителя России»
Владимир Меньшов, Вера Алентова и Ирина Муравьева встретились в Петербурге. Фото: Борис Кремер

В Питере в мае тянет на пафос и восклицательные знаки. Хочется приветствовать троекратным «ура!» каждого встречного. Название одного из старейших российских кинофестивалей «Виват, кино России!» (в этом году он проходил в 27-й раз) не случайно содержит в себе восклицательный знак. Конечно, далеко не все конкурсные и неконкурсные картины заслуживают даже однократного «ура!», но все-таки «Виват!» - фестиваль, где хранят традиции и не стесняются признаваться в любви людям, которые составляют славу отечественного кино. Их в Питере преданно любят. Их юбилейные даты отмечают с удовольствием.

В этом году всё началось с того, что в день открытия поздравили Лидию Федосееву-Шукшину и Бари Алибасова с недавним бракосочетанием и кричали «Горько!», а они целовались под объективами камер. Лидия Николаевна Федосеева-Шукшина много лет была президентом фестиваля. Несколько лет назад передала эту должность Светлане Крючковой, а сама стала почетным президентом. Старается каждый год приезжать в Петербург.

Жюри возглавил Сергей Никоненко, в его состав вошли: актеры Юлия Ауг и Андрей Руденский, оператор Олег Лукичев, кинодраматург Илья Тилькин.

Традиция «Вивата!» - отмечать юбилеи любимых артистов, режиссеров и даже фильмов. В этом году чествовали Владимира Меньшова. Юбилей у него только осенью, но ему уже вручили серебристый чемоданчик с надписью «Спаситель России» из фильма «Ширли-мырли», а в чемоданчике – огромный, пусть и бутафорский, алмаз, тот самый, благодаря которому все население России может на два года отправиться отдыхать на Канары. Поздравили Ларису Лужину. Евгений Дятлов спел ей песню «Она была в Париже», которую когда-то посвятил совсем еще молодой актрисе Высоцкий. Лужина гордится тем, что когда-нибудь ее пра-пра-правнуки скажут, что эта знаменитая песня посвящена их пра-пра-прабабушке. Поздравили Ирину Муравьеву, и она кокетливо сказала, что вступила в такой возраст, когда не хочется ни в чем себе отказывать, махнула рукой, и на сцену вышли цыгане, чтобы спеть с актрисой дворовый романс. Вера Алентова, поздравляя с юбилеем партнера по фильму «Зависть богов» Анатолия Лобоцкого, сказала, что у нее в жизни было только два партнера, которые по-настоящему умели показать, как надо любить женщину. А в кино – только один, и это Лобоцкий. Наконец, еще один юбиляр этого года, моложавый, подтянутый, модный Андрей Руденский, которому исполнилось 60, признался: единственно верные цифры в его паспорте – это серия и номер.

Лидия Федосеева-Шукшина и Бари Алибасов на звездной дорожке. Фото: Борис Кремер

Второй вечер фестиваля посвятили памяти легендарного Николая Еременко – актера и режиссера, «пирата ХХ века», одного из главных красавцев советского кино. Получилось трогательно. О Еременко вспоминали партнерши, «игравшие с ним любовь» - Лариса Лужина, Анна Твеленева, Валентина Теличкина. Светлана Крючкова вспомнила, как ехала в ночном поезде в одном купе с Еременко, и он вдруг стал рассказывать ей что-то самое важное. Петербургский актер Георгий Штиль обратил внимание на то, как похож Еременко на Джо Дассена, на интонации чистой любви и мужества, благодаря которым песни Дассена рифмуются с лучшими ролями Еременко. На закрытии чествовали режиссера Александра Прошкина, актеров Бориса Каморзина, Валентину Теличкину и Игоря Ясуловича. И это были самые теплые и светлые мгновения фестиваля.

Посмотрев конкурсную программу, в которой из восьми картин пять о войне (точнее, о войнах разных эпох), Валентина Теличкина пожелала всем мира. А Юлия Ауг, вручая одну из наград жюри, сказала, что, возможно, всем нам стоит хотя бы на время остановиться и перестать снимать кино о войне. Потому что большинство сегодняшних картин - это скорее воспоминания режиссеров о тех великих фильмах о войне, которые когда-то снимали режиссеры старшего поколения, пришедшие с войны и помнящие войну.

Лидия Федосева-Шукшина и Бари Алибасов. Фото: Борис Кремер

В конкурсе «Вивата!» сошлись картины масштабные, уже знакомые зрителю и камерные, локальные. В год 75-летия снятия Ленинградской блокады два фильма - «Крик тишины» и «Спасти Ленинград» - посвящены истории великого города. Рядом несколько современных историй – «Не чужие» Веры Глаголевой, «Юморист» Михаила Идова и долгожданный фильм Александра Велединского «В Кейптаунском порту», который до этого мало кто видел. Лихая, по-тарантиновски закрученная интрига, мощные актерские работы. Но Велединскому достался лишь приз аккредитованной на фестивале прессы. Четыре из пяти призов от жюри ушло фильму Владимира Потапова «Крик тишины» - о ленинградской девочке, которая в блокаду спасает ребенка: Гран-при, приз за режиссуру и актерские призы - Артем Быстров и пятнадцатилетняя Алина Саргина (после «Войны Анны», за роль в которой множество призов уже получила восьмилетняя Марта Козлова, тенденция, однако). Решение жюри многим показалось странным, спорным – при всем уважении к трогательной драме «Крик тишины», мастерски написанной кинодраматургом Александром Бородянским, в конкурсе были и другие картины, достойные наград.

У фестиваля есть и еще одна наградная линейка – сериальная. И здесь нет жюри - победителей выбирают сами зрители. Лучшим сериалом минувшего года по версии зрительской аудитории Санкт-Петербурга выбран «Шифр» Веры Сторожевой, лучшими актерами в русских сериалах - Елена Панова («Шифр») и Александр Робак («Домашний арест»).