Александр Минкин: Уроки музыки

или Хотите, как в Париже?

02.08.2019 в 15:10, просмотров: 40252

Это чисто теоретическая заметка. (Возможны же чисто теоретические заметки.)

Допустим, в какой-то русской школе (московской, псковской, уральской, зауральской и т.д.) какой-то учитель на уроке музыки или литературы, истории, обществоведения стал изучать с детьми песню Высоцкого.

Высоцкий: а) гений; б) не запрещён. Значит: а) достоин изучения; б) разрешён, ибо даже по телевизору поют его песни.

Выбрал учитель песню самую чистую: без уголовщины, пошлости, грубости, без низких блатных мотивов. Наоборот: самую романтичную, высокую и самую для школьников подходящую. Она так и называется: «Баллада о книжных детях» (хотя иногда она фигурирует под именем «Баллада о борьбе», но суть от этого ведь не меняется, правда?). Там такие слова:

Сpедь оплывших свечей и вечеpних молитв,
Сpедь военных тpофеев и миpных костpов,
Жили книжные дети, не знавшие битв,
Изнывая от мелких своих катастpоф.

Видите? — точный портрет нашего времени: оплывают свечи, руководители молятся вместе с народом, кругом военные трофеи и в кино, и в метро. Ну и дети современные — изнывают, что айфон 5-й, а не 10-й... А ещё хуже: от безделья и полной безыдейности, чтоб покрасоваться, бессмысленно рискуют жизнью и погибают... Но дальше в балладе о книжных детях всё иначе:

Липли волосы нам на вспотевшие лбы,
И сосало под ложечкой сладко от фpаз.
И кpужил наши головы запах боpьбы,
Со стpаниц пожелтевших слетая на нас...

Испытай, завладев ещё теплым мечом,
И доспехи надев, — что почём, что почём.
Разберись, кто ты — тpус иль избpанник судьбы,
И попpобуй на вкус настоящей боpьбы.

Понять, кто ты есть: трус или нет? Попробовать вкус настоящей борьбы? Похоже, на уроке запахло политикой.

Ты поймёшь, что узнал, отличил, отыскал,
По оскалу забpал — зто смеpти оскал,
Ложь и зло, погляди, как их лица гpубы,
И всегда позади воpоньё и гpобы.

Вот так урок пения! Про «оскалы забрал» как-то даже слишком современно. Хотя учитель может, конечно, в этот момент показать картинку из старого фильма про Александра Невского и псов-рыцарей, но сегодняшние подростки знают более современные модели шлемов с забралами. Даже если сидят дома, привязанные к материнскому подолу до 30-ти лет (до тридцати, а не до тринадцати).

— Дети! — скажет учитель пения, — видите, что значит гений! Давайте ещё раз послушаем этот куплет, ибо никто так точно и жёстко не сформулировал исторический закон: за ложью и злом обязательно следуют вороньё и гробы. «Вороньё», дети, это метафора — это о тех, кто питается падалью и жиреет на народной беде.

...Что они читают, сегодняшние книжные дети? Про битву магла с быдлом? Про войну мутантов с пришельцами? — лишь бы не про людей. А на таком уроке пения они выучат важнейшие понятия человеческой жизни:

Если путь пpоpубая отцовским мечом,
Ты солёные слёзы на ус намотал,
Если в жаpком бою испытал, что почём,
Значит, нужные книги ты в детстве читал.

Если мяса с ножа ты не ел ни куска,
Если pуки сложа, наблюдал свысока,
А в боpьбу не вступил с подлецом, с палачом,
Значит, в жизни ты был ни пpи чём, ни пpи чём.

Вот урок музыки! Если ты не вступил в боpьбу с подлецом, с палачом, — значит, в жизни ты был ни пpи чём. Ты никто и звать тебя никак. «А ещё, — скажет продвинутый учитель музыки, — знайте дети, что гениальный Высоцкий никак не мог решить, какой из этих двух последних куплетов, должен быть самым последним. Пел то так, то переставлял их местами. Сами подумайте, как лучше и что важнее».

И что дальше? Уволят этого учителя по-тихому или начнут шить ему уголовное дело за... Ну, была бы шея, а хомут найдётся.

...В этой теоретической заметке про уроки музыки мы хотели было процитировать Марсельезу (гимн Франции) типа «Дрожите, тираны, их слуги и...», но даже в теоретической заметке надо знать меру. Мы же не хотим, как в Париже, хотя почему-то ездить туда очень хотим.

04:01