Режиссеры диафильмов в 60-е предвидели современный Скайп

«Лаборатория будущего: кинетическое искусство в России» открылась в Санкт-Петербурге

В Центральном выставочном зале «Манеж» в Санкт-Петербурге открылась выставка «Лаборатория будущего: Кинетическое искусство в России», посвященная целому направлению в современном искусстве — кинетизму 1960–70-х годов, авангардистским экспериментам начала прошлого века и художественным практикам современности. Один из ее экспонатов — фильм «В 2017 году» В. Струковой и Владимира Шевченко, художника Льва Смехова, производства студии «Диафильм», запечатлевший современные дни, какими их представляли в недавнем прошлом.

«Лаборатория будущего: кинетическое искусство в России» открылась в Санкт-Петербурге
Кадр из диафильма «В 2017 году»

Жившие в 1960-е заглянули в свое будущее и наше настоящее, перенеслись на 50–60 лет вперед, в тот день, когда отмечается 100-летие Великого Октября, посмотрели на то, как «советские люди переделывают природу для мира и счастья на земле». Никому и в голову не могло прийти, что советских людей формально существовать не будет.

Вход на выставку.

Начинается экспозиция с одинокой работы Константина Юона «Люди будущего», написанной в 1929 году и хранящейся в Тверской картинной галерее. Мы там изображены могучими, сильными и красивыми, летящими к звездам. Увы, мечты не оправдались. На одном из экранов показывают диафильм. На таких воспитывались поколения советских детей каждый вечер, когда на стену проецировались картинки, снабженные титрами, которые зачитывали родители своим чадам. На экране — мальчик Игорь. Он видит свою маму, стоящую на палубе теплохода «Кахетия» в телевидеофоне, при помощи которого можно общаться как по Скайпу. Мама на Черном море инспектирует плавучие детсады, в одном из которых находятся ее собственные младшие дети. С теплохода мама контролирует, как ее старший отпрыск справляется с приготовлением завтрака. Кухня, слава богу, механизирована так, как нам и не снилось. Достаточно в разрез особого устройства опустить записку, как невидимые лучи считают ее содержание и тут же придут в действие ножи. Утром мальчика будит длинная пластмассовая рука, напоминающая куриную ногу. Такие часы изобрел отец — диспетчер Центрального института управления погодой.

Кадр из диафильма «В 2017 году»

Надо торопиться — вместе с другими ребятами Игорь увидит подземный заполярный город Углеград. А там, под землей, царит вечная весна, в воздухе чувствуется аромат липы, люди загорают на пляже под кварцевым светилом, так что трудно поверить, что наверху — пурга. Мчатся атомные поезда, Обь и Енисей люди давно повернули вспять, так что понесли они свои воды к Каспийскому морю. Над Московой парит летающая станция управления погодой. Столица ликует, готовясь к 100-летию Великого Октября. Москвичи выхватывают друг у друга газеты, сообщающие о достижениях советской науки в управлении погодой. А в это время проклятые империалисты проводят испытания мезонного оружия.

Люди в белых халатах сопровождают посетителей.

Многие художники и архитекторы мечтали о светлом и прекрасном будущем, пытались создавать искусственную эмоциональную среду, способную формировать духовный мир человека. На выставке представлен проект оформления Ленинграда к 50-летию Октябрьской революции, разработанный группой «Движение» в 1967 году. На площади Финляндского вокзала предполагалось показывать кадры кинохроники, включить «Интернационал», а памятник Ленину «раздробить» цветными лучами. Города будущего из 1935 года виделись как космические объекты, а площадь Маяковского в Москве представлялась Вячеславу Локтеву как футуристический объект. На рисунках Георгия Крутикова — города исключительно летающие. Многие находки казались современникам утопическими и потому так и остались на бумаге, так и не преобразовав текущую жизнь горожан в 1970-е и последующие годы в нечто необычное. О плавучих детских садах пока что можно только мечтать.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру