Мультипликаторы взялись за харассмент: на кону — Жизель

Приговор дебютантам: «Сладкие слюни, которые мы получили с экрана, не тянут на приз»

В Суздале прошел 25-й фестиваль анимационного кино. Вовсю бушевал коронавирус, еще недавно казавшийся чем-то далеким. А мультипликаторам был не страшен серый волк. Кое-кто даже обижался на коллег, уклонявшихся от традиционных дружеских объятий.

Приговор дебютантам: «Сладкие слюни, которые мы получили с экрана, не тянут на приз»
Победитель фестиваля Дмитрий Геллер.

Со сцены то ли в шутку, то ли всерьез было сказано, что это последнее официально разрешенное событие во Владимирской области или даже в Европе. Так и оказалось. А тогда робкие предложения провести все мероприятия в режим онлайн выглядели нелепыми, поскольку фестиваль — это общение и онлайну его не заменить.

Между тем за пару дней до открытия киносмотра в дирекцию пришло сообщение о том, что японский режиссер, лидер независимой авторской анимации Кодзи Ямамура приехать в Россию не сможет. Японское посольство в Москве и сам режиссер объяснили отмену визита опасениями «гипотетической возможности заражения в пути или в Москве». Мастер-класс отменили, но работы мастера и его студентов показали. Юрий Норштейн оказал серьезное влияние на Кодзи, еще студента Токийского университета искусств. В самом начале пути Ямамура решил, что работать в традиции аниме не будет. Его ранняя 10-минутная картина «Голова-гора», номинировавшаяся на премию «Оскар», сделана по старинной японской сказке о человеке, проглотившем вишневую косточку. На его голове выросло дерево, и под кроной стали собираться люди. Герой пытался избавиться от сакуры, в голове образовалась дыра, где начала скапливаться вода. Появился пруд, а вокруг него опять толпились люди. Устав от этого, герой нырнул в дыру в собственной голове, распрощавшись с жизнью.

Жюри авторской анимации под руководством киноведа и экс-министра кинематографии Армена Медведева присудило Гран-при 13-минутной «Хозяйке Медной горы» Дмитрия Геллера. По его словам, люди, живущие на Урале, имеют связь с горнодобывающей промышленностью. Там обрабатывают драгоценные камни, металлы и руду, и существует отдельная национальность — уральская. Поскольку у любой культуры есть свои боги, то на Урале это Хозяйка Медной горы, управляющая подземными богатствами.

Кадр из фильма «БоксБалет». Фото предоставлено Пресс-службой фестиваля

За несколько минут до церемонии награждения мы поговорили с Дмитрием Геллером.

— В вашей картине использованы кадры из советского фильма «Каменный цветок» Александра Птушко. Роль Хозяйки Медной горы сыграла Тамара Макарова. Каким образом фильм на вас повлиял?

— Он никак на меня не повлиял. Я его раньше не видел. Мне нужна была сцена в кинотеатре, и я начал искать, какие есть экранизации Бажова. Эта оказалась самой выразительной, особенно разъезжающиеся камни. Но самое главное, что это оригинальный сценарий самого Бажова. И я понял, что надо брать.

— Картина была показана в 1946 году на Каннском кинофестивале, и на ней выросло несколько поколений советских детей...

— Да, но в 1950-е годы. Мои родители на ней росли, но не я. Сейчас она кажется кондовой, странной и театральной.

— Если бы в титрах «Хозяйки Медной горы» не было вашего имени, то трудно было бы догадаться, что вы его сделали.

— Так это хорошо. Мне кажется, что у меня все картины разные. Всегда стараюсь выбрать такую тему, которая максимально не похожа на то, что я делал раньше. Она должна быть мне интересна, но фильмы не должны быть рядом. У меня до этого была абстрактная картина, поэзия, а тут вдруг триллер, жанровое кино.

«Он не может жить без космоса» Константина Бронзита, входивший в шорт-лист «Оскара», отмечен жюри как лучший короткометражный фильм. Это нежная и драматическая история о матери и сыне, которому с детства словно бы уготован путь отца, оставшегося где-то рядом со звездами. Спецпризы получили «БоксБалет» Антона Дьякова за ударную драматургию (это был первый и пока единственный показ) и история одной влюбленности «Уточка и Кенгуру» Лизы Скворцовой, отмеченная за элегантность. Лиза в ответной речи благодарила фестиваль: «Спасибо за здоровье, которое здесь царит». А Антон Дьяков вспомнил, что у его фильма было много недоброжелателей, но все же его удалось донести до первых зрителей. «БоксБалет» победил и по итогам общего профессионального рейтинга, в котором принимают участие все гости и участники фестиваля. Таким образом, Антон Дьяков автоматически стал президентом Суздальфеста, сменив Наталью Мирзоян. Править придется недолго. Всего год, а точнее, те несколько дней, что проходит киносмотр. Наталья Мирзоян в каталоге даже подписалась как «ваш пятидневный президент».

Кадр из фильма «Привет, Бабульник!». Фото предоставлено Пресс-службой фестиваля

В 12-минутной картине Антона Дьякова происходит встреча красавицы и чудовища. Боксер увидел в метро балерину. Как декларируют авторы, их фильм — о контрасте между грубым внешним и неочевидным чувственным внутренним, противопоставлении формы содержанию. Боксер ходит с балериной в Третьяковку, приобщается к прекрасному, пытается ухаживать и защищать. Она — неземное существо из другого мира, что ей здоровенный боксер. Хореограф во время ужина предлагает хрупкой героине роль Жизели, пишет на листке бумаги одно слово — «Жизель», кладет руку на ее нежные пальцы, а на репетиции облизывает плечи. И она бежит к чудовищу. Под воздействием любовных чар боксер отказывается от допинга и проигрывает сопернику. Он становится уязвим и слаб. На экране телевизора — танец маленьких лебедей и танки в Москве, хроника 1990-х с Горбачевым и Ельциным. Все смешалось — высокое и повседневное.

Лучшим студенческим фильмом стала дипломная работа студентки ВГИКа Саши Деевой «Как говорил мой дед» — история о прадеде, рассказанная со слов бабушки. Он черно-белый, рисованный, чистый и полный воздуха. Лишь иногда в нем пробивается цвет: вот зеленый полосатый арбуз, красный огонь из газовой конфорки. Все проговаривается за кадром. Слишком много слов, разрушающих нежную ауру фильма. Девочка в тельняшке вышла за наградой и благодарила бабушку за историю про деда, который был начальником Бакинской железной дороги, поставлявшей на фронт все необходимое.

Жюри решило не присуждать награду за дебют, что возмутило анимационное сообщество, особенно слова Армена Медведева: «Те сладкие слюни, которые мы получили с экрана, не тянут на приз». Он также посоветовал молодым вспомнить дебюты Норштейна, Хржановского и Хитрука.

Приз за лучший фильм для детей получили пятиминутные «7 козлят» Марии Карповой по хрестоматийной сказке «Волк и семеро козлят», где волк стал суперняней, а наняла его для своих деток сама Коза.

8-минутный «Привет, Бабульник!» Наташи Мирзоян — о восьмилетней Маше, которую родители отправили в новогоднюю ночь к бабушке. Скучно там. Приходят еще три старушки — такая невеселая компания — и один крохотный Дед Мороз, и тоже бабушка, но девочка об этом не подозревает. Озвучили этих прекрасных дам с выпадающими челюстями актрисы Татьяна Пилецкая, Кира Крейлис-Петрова и Лилиан Малкина. Картина получила приз мэтров им. Александра Татарского, как и предыдущая работа Наташи Мирзоян «Пять минут до моря» год назад. Юрий Норштейн вышел для вручения с пластиковым стаканчиком и «позволил себе глоток за Наташу». Он произнес актуальный тост: «Будьте здоровы!» и говорил о том, что произведение искусства — это человеческий поступок, и дело не в наградах и статуэтках, а в том, что человек сделал на этой земле.

Кадр из фильма «Хозяйка Медной горы». Фото предоставлено Пресс-службой фестиваля

Жюри конкурса коммерческой анимации под руководством режиссера и сценариста Дмитрия Высоцкого отметило как лучший сериал эпизод «Галеротерапия» Алексея Лебедева из сериала «Пиратская школа». Так вот он о том месте, где вас вылечат от всего и назначат экспериментальный курс лечения. В общем, всех на галеры — верное средство от любой хвори.

На следующий день после закрытия фестиваля пришло печальное известие — не стало режиссера и художника анимационного кино Алексея Туркуса. Он не раз участвовал в Суздальфесте и был его кратковременным президентом. Алексея не стало на 65-м году жизни после тяжелой болезни. Коллеги собирали средства на его лечение. А он продолжал создавать мультфильмы и никого не обременял своими бедами. В тот момент, когда участники и гости фестиваля смотрели его новый 13-минутный рисованный фильм «Бестелесная команда. Приключения солдата Каблукова» по мотивам сказок Саши Черного, созданный им совместно с Дмитрием Куприяновым, Алексей Туркус угасал в хосписе.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Харассмент на пуантах

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру