Covid-19 объединил музыкантов всей планеты на World Online Festival

Продюсер фестиваля Павел Коротков: «Пандемия – пинок для того, чтобы мы быстрее осваивали технологии»

Весна и лето для любителей музыки и других искусств – время опен-эйров, возможности встретиться с любимыми артистами в природных декорациях - на поле, в лесу или в горах, посетить кинотеатр под открытым воздухом, сходить на пленэр, посмотреть уличные театральные постановки. Не в этот раз. Неожиданно прилетевший «черный лебедь» коронавируса внес свои жесткие коррективы. Многие фестивали (например, Park Live) уже отменены или перенесены на следующий год, другие – «Дикая мята», «Усадьба Jazz» временно перекочевали в интернет. Первопроходцем среди онлайн-фестивалей стал World Online Festival, организованный продюсером и музыкантом Павлом Коротковым. Он уже превратился в целое движение, объединяющее музыкантов, театральных деятелей, ученых со всего мира, в медиа-канал, на котором можно посмотреть не только выступления артистов, но и интервью, лекции, спектакли. Создатели остроумно подошли к созданию логотипа: это планета Земля, пораженная коронавирусом, в окружении ленты с лозунгом – «in net we trust» («мы верим в интернет»).  

Продюсер фестиваля Павел Коротков: «Пандемия – пинок для того, чтобы мы быстрее осваивали технологии»
Группа «Африканда». Фото: Катрин Наумова

Отец-основатель этой истории Павел Коротков – профессиональный музыкант и продюсер, который уже почти 20 лет занимается артистической и фестивальной деятельностью. Со своей первой группой он был одним из соорганизаторов и хедлайнеров ставшего легендарным и, к сожалению, прекратившего свое существование неформального фестиваля «Пустые холмы». Его нынешний музыкальный проект – «Африканда» объединил, полностью оправдывая свое название, коренных африканских музыкантов, исполняющих афробит, сукус, рэггей и другие стили «черного континента». Павел – единственный российский музыкант в составе, и он пошел дальше, организовав зимний фестиваль «Африка – Москва», который проходит зимой в джаз-клубе Алексея Козлова и собирает на одной сцене российских и африканских артистов. Следующим его детищем стал российско-финский фестиваль «Кукушка», собиравший около 8 000 зрителей в Выборге с 2016 года. В 2020 планировалось громко отметить пятилетие события: организаторы нашли партнеров в Финляндии и уже буквально сидели на чемоданах, чтобы поехать туда проводить пре-пати, которое должно было состояться в марте. Как раз тогда грянул гром, и оффлайн-мероприятие пришлось отменить. Однако нет худа без добра: Павел Коротков решил не опускать руки и в результате создал совершенно новый формат, который перерос в нечто большее, чем музыкальный фестиваль, платформу World Online Festival. На ней летом этого года пройдет и юбилейная «Кукушка», только в режиме онлайн. О том, как все произошло, он рассказывает в интервью «МК»:

- С российской стороны в Финляндию должны были поехать очень яркая группа «Тесто», которая называет свой стиль «русский грув» или «постфольклор» и исполняет фольклорную музыку так, как ее слышит житель большого города, а также наш мэтр Сергей Николаевич Старостин, председатель Российского Фольклорного союза и художественный руководитель фестиваля «Кукушка». Конечно, когда все отменилось, поначалу мы очень расстроились: было проведено огромное количество работы. Сбрасывать тот энергетический потенциал, который накопился, не хотелось, поэтому мы решили провести фестиваль в онлайне. У нас собралась очень креативная команда, многие из которой были вместе со мной организаторами «Пустых холмов». Сначала от обиды, чтобы насолить этому чертову вирусу, мы назвали его «Фирус» - то есть «Финляндия – Россия».

Поскольку я уже давно занимаюсь международной деятельностью, много работал с африканскими, индийскими музыкантами, мы поняли, что не стоит мелочиться – надо делать проект, в котором на одной площадке можно будет объединить музыкантов и деятелей культуры со всего мира. Тогда название трансформировалось в World Online Festival. С 30 марта мы провели на своем канале уже более 12 трансляций концертов, сделали около десятка интервью с представителями музыкальной, театральной индустрии – например, с заместителем художественного руководителя Московского театра Олега Табакова Павлом Брюном, президентом фестиваля «Усадьба Jazz» Марией Семушкиной, крупнейшим питерским продюсером Олегом Грабко.

- В чем главная концепция всей этой истории?  

- Фестиваль, по сути, перерос в маленькое СМИ. Его идея в том, чтобы предоставить площадку талантливым деятелям культуры, которые, к сожалению, столкнувшись с массовой конъюнктурой, оказались за бортом. Проект активно развивается, и они уже имеют возможность транслировать свои идеи, свое творчество для более широкой аудитории. У нас уже появились, помимо концертного формата, различные рубрики – детская, театральная, мы готовим несколько проектов с Московским Театром Юного Зрителя, со МХАТом. Впереди выступления музыкантов из Ирландии, из Кот-д’Ивуар, трансляция американского культуролога и музыканта из Зимбабве, уже была трансляция из Гоа с российскими артистами, живущими в Индии. Я обнаружил, что за последние годы в мире образовалась очень мощная диаспора российских музыкантов, и мы можем успешно сотрудничать в цифровом пространстве. Став в онлайн направлении пионерами, сейчас мы также договариваемся о сотрудничестве с другими онлайн-фестивалями.     

- Можно ли сравнивать этот опыт с проведением оффлайн-мероприятий?

- Я думал об этом. Я всю жизнь занимался этой деятельностью. Если двухдневный оффлайн-фестиваль готовится целый год, то в интернет-формате все происходит быстрее, фестиваль проходит в режиме нон-стоп, трансляции ведутся не только в выходные, но и в будние. Сейчас, когда люди находятся в самоизоляции, проект особенно актуален, но уверен, что интерес к нему останется и после окончания карантина. Нас поддерживает крупный телеканал, также освещающий концерты фестиваля, многие артисты и продюсеры – например Александр Чепарухин, который провел в России культовый всемирный фестиваль Womad, привозил сюда King Crimson, Дэвида Силвиана и других знаменитых музыкантов, был продюсером Pussy Riot. Возвращаясь к оффлайн фестивалям, мы создаем в том числе и базу для них. Потому что продюсеры могут зайти и увидеть живую визитную карточку многих артистов и пригласить их на свои мероприятия. Это и известные музыканты – такие, как уже упомянутый Сергей Старостин, группа «Волга» и Анжела Манукян, Андрей Котов (создатель группы «Сирин»), так и только набирающие популярность талантливые исполнители. В общем, это еще и вспомогательная база для работы в оффлайне.      

- Получается, в нынешней ситуации есть и плюсы? Вам она дала возможность создать новый формат, например…

- Поскольку произошел очень серьезный катаклизм, который затронул практически всех жителей Земли, ситуация показала, насколько условны государственные, религиозные рамки. Просто мы все – люди, живущие на одной планете. Вот эта идея здорового глобализма воплотилась и в фестивале, и в его логотипе. Границы условны, важно, чтобы мы могли слушать и слышать друг друга в борьбе с любыми невзгодами, а уж тем более с такой большой бедой, как всемирная пандемия.

- Как вам кажется, реально ли формирование новой музыкальной интернет-индустрии, которая будет существовать как самодостаточная структура? Или все-таки это утопия, и так или иначе интернет-активности будут связаны с оффлайн-деятельностью?

- Я думаю, цифровые технологии – очень мощный инструмент, которым надо активно пользоваться, и за интернет-проектами будущее. Ну, например, 15 лет назад мы еще не знали, что команда молодых ребят придумает социальные сети, которые сегодня стали платформой не только для общения, но и для развития культуры, бизнеса; а эти ребята просто придумали, как распространять информацию и делиться ей новым способом. У меня есть масса друзей, которые, живя в одной стране, работают через интернет в другой. Это сильно экономит время, дает возможность быть не привязанными к месту. Чем больше людей быстрее это осознают, тем активнее будут развиваться многие индустрии, в том числе и музыкальная, и медийная. Это уже происходит. Мои знакомые, много лет проработавшие на телевидении, говорят, что сейчас телецентр – это уже просто стены, наполненные ненужным железом. Они видят, например, что у какого-то парня из их команды 30 миллионов просмотров в сети и понимают, что их время истекло. Я думаю, что пандемия – пинок для того, чтобы мы быстрее осваивали технологии и смогли активнее взаимодействовать.

Сюжет:

Пандемия коронавируса

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру