Чики против интердевочек: как поменялся образ секс-работниц

"Растеряли инопланетность"

Сериал «Чики» режиссера Эдуарда Оганесяна уже сейчас можно назвать одним из хитов сезона. Главные героини драмеди о женской силе и мужском бессилии — работницы секс-индустрии. И, пожалуй, впервые со времен триумфального проката картины Петра Тодоровского «Интердевочка» представительницы древнейшей профессии показаны с такой теплотой и симпатией. «МК» сравнил образы из фильмов, которые были сняты в совершенно разные эпохи.

"Растеряли инопланетность"
Ирина Горбачёва, Варвара Шмыкова, Ирина Носова и Алена Михайлова в сериале «Чики».

Эти кадры разделяют тридцать лет, и за прошедшее время представления о том, как должны выглядеть жрицы любви, слегка изменились. Света, Люда, Марина и их подруга Жанна из сериала «Чики» напоминают обыкновенных офисных девушек, которые принарядились на корпоратив. В то время как Кисуля, Зина, Сима-Гулливер и Таня Зайцева из «Интердевочкек» наряжены в пух и прах в соответствии со всеми представлениями об эпатаже в условиях дефицита.

Примечательно, что во время съемок «Интердевочкек», как раз в ходе работы над сценой, в которой главные героини дают показания в отделении милиции, Елена Яковлева, Ингеборга Дапкунайте, Любовь Полищук и Ирина Розанова поинтересовались у милиционеров (этот эпизод снимали в настоящем отделении милиции), кто из них выглядит в точности как проститутка. Все были очень удивлены, когда сотрудники советских правоохранительных органов назвали своей «клиенткой» одну из ассистенток костюмера, которая на фоне актрис выглядела настоящей скромницей.

Любовь Полищук, Ингеборга Дапкунайте, Ирина Розанова и Елена Яковлева в фильме «Интердевочка».

Костюмеров «Интердевочек», конечно же, оправдывает то, что они создавали образы женщин, чье существование всячески отрицалось, и для большей части советских граждан само словосочетание «валютная проституция» ассоциировалось с чем-то инопланетным. «Чики» снимались в то время, когда род занятий, скрывающийся под поэтическим термином «жрица любви», растерял и поэзию, и инопланетность. А вдохновляющие образы в большом количестве водятся в лентах социальных сетей.

Но и чики эпохи смартфонов, и интердевочки времен телефонов-автоматов, как выясняется, решают примерно одни и те же проблемы. Героиня Елены Яковлевой хочет уехать из ненавистного совка, веселая компания с трассы около южного городка под руководством расчетливой подруги пытается начать новую жизнь и заняться более приличным бизнесом. Разница лишь в терминах. Если для героинь Тодоровского критики выбрали определение «эмансипированные женщины», то чики лихо топчут маскулинность и дремучий менталитет.

Но с нарядами, конечно, больше повезло Яковлевой и Ко. От такого до сих пор дух захватывает. Музейные экспонаты и при желании иконы косплея.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28288 от 17 июня 2020

Заголовок в газете: Чики против интердевочек