Исторический кинотеатр «Художественный» станет фестивальным центром

Открытие намечено на конец года

До конца года обещают открыть старейший московский кинотеатр «Художественный», остов которого пугал киноманов на протяжении нескольких лет. Ждали самого худшего – появления супермаркета вместо святыни. Кураторы и новая дирекция обещают превратить старинное здание в оплот лучшего мирового кино. Увидим ли мы аутентичное здание, не превращено ли оно в новодел – об этом узнаем совсем скоро.

Открытие намечено на конец года

«Художественный» - старейший московский кинотеатр, реликвия города. Он был спроектирован архитектором Благовещенским, открылся в 1909 году. Позднее здание перестраивалось Федором Шехтелем. В нем побывали многие выдающиеся люди и деятели культуры. Даже Лев Толстой, страшившийся кино, переступил порог этого здания. Бывал в нем и Сергей Есенин. В 1926 году в «Художественном» состоялась премьера одного из самых известных фильмов всех времен и народов - легендарного «Броненосца «Потемкина» Сергея Эйзенштейна.  

В последние годы судьба исторического здания была туманна. В январе 2014 года кинотеатр закрылся на реставрацию. Он переходил из рук в руки. Когда только начали реконструкцию, сняли верхний слой, вскрыли пол и обнаружили удивительные вещи, редкие программки и афиши, артефакты эпохи, хотели все это богатство выставить в фойе. Долгое время здание было закрыто от посторонних глаз, никакой информации о том, что происходи за накрывающими его полотнищами, не было. Казалось, что сооружения нет, осталась одна пустота.  Киноманы переживали: не видать нам исторического здания, наверняка, его снесли, устроят на пепелище неизвестно что. 

Наконец-то внесли ясность. К концу 2020 года кинотеатр откроется, будет работать как премьерный и фестивальный центр. Обещают в нем представить мировой кинематограф во всем его многообразии. Ничего случайного, внятный кураторский отбор, нацеленный на поиски «новой художественности». Не будет дискриминации по форматам и жанрам, поскольку арт-руководство кинотеатра считает, что иногда качественный мейнстрим лучше среднестатистического фестивального кино, полного заунывных артхаусных штампов. «В течение всего года мы будем освещать мировую киноповестку, в том числе показывать фильмы, не купленные для российского проката» - заявляют кураторы. А пока налаживается сотрудничество с зарубежными культурными институциями, чтобы в будущем устраивать совместные кинопоказы, ретроспективы и образовательные мероприятия.