Но что делать в эпоху, когда коронавирус не отменен? Весной казалось, что уж к осени-то жизнь наладится, вирус отступит, границы откроются. Но ситуация и теперь безрадостная. Ничего радостного ждать не приходится, поскольку международный кинофестиваль без зарубежных гостей – зрелище, конечно, тусклое. Но с пандемией не поспоришь.
Зрителей обещают в три раза меньше, чем прежде. Некоторые журналисты обеспокоены, что их в такой ситуации вообще не аккредитуют. Фойе кинотеатра, где обычно проходило общение гостей, временно перестанет быть местом встреч. Заходить в залы публике и кинематографистам придется прямо с улицы. Пока сложно представить, как это будет регулироваться. Желающим пообщаться с коллегами и друзьями, дана подсказка: можно проводить время на террасах ближайших ресторанов, где ограничения менее жесткие.
Наши чиновники от культуры долго хранили молчание по этому поводу, хотя руководители зрелищных мероприятий и учреждений не раз поднимали вопросы: если толкаться в метро и лежать на пляже нос к носу можно, если допустимо сидеть плечом к плечу в поездах и самолетах, то почему на страже кинотеатров санитарные врачи стоят до победного. Но теперь лопнуло терпение и у чиновников, раз уже замминистра культуры открыто заявил об этом на одном из кинопитчингов. Однако пока переговоры с Роспотребнадзором результата не дали, и ММКФ придется принять удар на себя. Фестиваль выпал из кинематографической жизни.
По словам его отборщиков, гости рвутся в Москву, но вопрос в том, смогут ли они прилететь? Хотя кинематографисты из трех стран – Великобритании, Турции и Танзании - вполне могут на это претендовать. С этими странами налажено авиасообщение. Ким Ки Дук, возглавлявший жюри предыдущего ММКФ и после этого прижившийся в России, возможно, станет единственным иностранцем, который лично представит свою картину. Недавно он снял новый фильм в Казахстане.
Часть отобранных картин испытания временем не прошло. Так, одна французская лента ушла к другому фестивалю. Но хорошая подборка фильмов, уже показанных в Берлине, нам обеспечена. Наверняка, что-то приплывет с Венецианского кинофестиваля, который открывается 2 сентября в усеченном коронавирусом виде.
Российским картинам дан зеленый свет. Некоторые из них уже заявлены. Возможно, что в основной конкурс возьмут аж четыре наших фильма. Назван «Гипноз» Валерия Тодоровского с Максимом Сухановым в главной роли. Его герой - подросток Миша - посещает сеансы гипноза, чтобы вылечиться от лунатизма. В результате он попадает под влияние своего врача и перестаёт различать реальность и иллюзии. После таинственного исчезновения одной из пациенток Миша начинает расследование. Подозреваемым в итоге оказывается он сам.
Откроется ММКФ дебютной лентой Михаила Локшина «Серебряные коньки», события которого происходят под Рождество в Петербурге 1899 года. Сценарий написан Романом Кантором, известным по пророческой «Эпидемии» Павла Костомарова, которая участвовала в конкурсе ММКФ.