Театр Вахтангова побил все рекорды: «Евгений Багратионович вернулся домой»

Юбилейный сезон открыли с большой помпой

Вахтанговский театр открыл свой 100-й сезон!!! В понедельник в центре Старого Арбата наблюдалась невероятная толпа, состоящая из зевак, почитателей театра, столичного начальства, депутатов, худруков и директоров театров Москвы, светских персон и, разумеется, журналистов, чьё представительство побило все рекорды последних лет - число аккредитованных СМИ дошло до 140. 

Юбилейный сезон открыли с большой помпой

Само открытие  состоит из двух грандиозных актов без антракта. Первый - открытие памятника Евгению Вахтангова - начинается непосредственно по адресу Арбат 25, на подступах к театру. Уже играет оркестр в гусарских костюмах. Всем выдают маски с портретом Вахтангова - их сделали четырёх цветов: у каждой сцены - свой.  Дирекция,  худрук, все службы в полной боевой здесь с 9 утра. Первым из артистов появляется Александр Олешко.   И уж совсем неожиданно - Юлия Константиновна Борисова. Ей 95, но  эта великая актриса как и прежде -  на высоких каблуках, с прямой спиной.  

Пока Вахтиангов - за белой тканью, а ещё несколько дней назад скрывался от чужих глаз в фанерном футляре у центрального входа. Футляр снят, и в  назначенный час два народных артиста СССР -  Юлия Борисова и Василий Лановой -  сдёрнули  ткань и все увидели бронзового Евгения Багратионовича. И не памятник даже, а скульптурную композицию, во многом неожиданную. И в воздух полетело  сто белых шариков. 

Из досье «МК»: Вахтангову в России поставлено три памятника. Самый первый  появился в год его 75-летия на могиле на Новодевичьем  кладбище (1996 г.) в виде бронзовой фигуры скорбящей музы (скульптор Олег Комов, архитектор Нина Комова). В 2013-м во Владикавказе, недалеко от дома, где родился и вырос Евгений, был открыт ему бронзовый памятник (скульптор Станислав Тавасиев, высота 2 м 20 см., вес  около тонны). Примерно такие же параметры ещё у одиного Вахтангова, который в 2014-ом встал во дворике училища, носящего его имя. Он  оказался выше владикавказского на 50 см. 

И вот, наконец Вахтангов XXI века -  на Арбате, возле Театрального дома, который он и создал с группой своих студийцев, совсем не предполагая, что их детище просуществует век! Подумать только - целых 100 лет, а в бронзе создатель такой молодой: благородная внешность, в костюме  путешественника он сидит, закинув нога на ногу, как герой какой-нибудь романтической истории. Но образ этот более чем реалистический - таким Вахтангова запечатлел фотограф не то в 1911-м, не то в 1913-м во время его отдыха на Днепре со своим  учителем Леопольдом Сулержицким. Путешествуя, они,  наверняка, обсуждали  театральные дела, Художественный театр. Наверняка, он уже тогда думал о собственной студии, но так далеко, на сто лет вперёд не заглядывал. Однако судьбе было угодно, чтобы и сам Вахтангов, и его студия вошли в историю, став основой  русского театра. 

А история...вот она вся, за спиной молодого Вахтангова - бронзовый занавес, на  складках которого выбито ровно 100 названий лучших спектаклей, поставленных здесь за 100 лет. Среди них самые первые – «Чудо святого Антония",  "Принцесса Турандот", "Иркутская история", «Пиковая дама", «Варшавская мелодия», "Мадмуазель Нитуш", "Соломенная шляпка", "Антоний и Клеопатра» и поздние - «Дядюшкин сон», «Дядя Ваня», «Пристань», “!евгений Онегин» и так далее, и так далее. Сквозь них  по вечерам будет бить свет.

Памятник (скульптор А. Рукавишников, художник М. Обрезкова и архитектор И. Воскресенский) хорош прежде всего отсутствием пафоса, парадности. Этот Вахтангов точно живой и «как будто он вернулся домой» - так на открытии говорят многие.

Что особенно важно - памятник сделан полностью на деньги театра и обошёлся в 25 миллионов рублей. Василий Лановой читает  Пушкина: «...Поднимем стаканы, содвинем их разом....».

Лановой открыл памятник Вахтангову на Арбате

Смотрите видео по теме

Второй акт открытия сезона переносится на историческую сцену. Она забита под завязку. Здесь сначала устраивают  техническое шоу,  демонстрируя таким образом собравшимся  результат трехлетней модернизизации сцены. Композитор Фаустас Латенас специально для этого шоу написал музыку.  

Министр культуры Ольга Любимова говорит:

- Если бы я пришла сюда девочкой и увидела такое, я бы, наверное, в эту ночь не уснула - оно было прекрасно. Сто лет - это 350 премьер, это несколько поколений зрителей. Я позволю себе пожелать всем вам здоровья - вас очень ждёт зритель. Очень вас просим беречь себя. 

Слово берет Римас Туминас.  

- Я скажу, как в «Дяде Ване" : "Вот и осень. Потом зима. Как мы проживём это время?» Не пандемию -  время. Надо, думаю, тихо, тихо, отходить от зрителя, чтобы он чаще нашу спину видел. У меня в памяти остался очень яркий уход Юрия Васильевича Яковлева со сцены в «Пристани»: вот он остановился,  повернулся, посмотрел в зал, махнул тростью  и ушел. Я про такое  движение  – от зрителя. Надо уходить, и такой фигурой уходящей отбросить все показное, привычное, наше актёрствование, значимость свою. Уйти вглубь, в горизонт сцены и там понять что-то и вернуться, но уже без фальши, без ложной игры. Очиститься. Молчание, молчание, тишина...Но в тишине все и происходит. 

После всех поздравлений – юбиляров, за многолетнюю работу худрук Вахтанговского объявляет планы на юбилейный 100-й сезон. В них не обошлось без мистики: к столетию, которое случится 13 ноября 2021 года, театр выпустит ровно 13 премьер. Среди них два исторических восстановления - «Соломенная шляпка» (первая постановка - 1939 год). Версию XXI века делает Михаил Цитриняк, премьера назначена уже на начало октября. В спектакле заняты Леонид Бичевин, Александр Олешко, Нонна Гришаева, Александра Стрельцина, Лидия Вележева, Марина Есипенко, Андрей Ильин, Рубен Симонов и др. А Юрий Бутусов возвращает в репертуар Вахтанговского  «Заговор чувств» Юрия Олеши. Писатель в 1929 году специально для театра сделал оригинальную инсценировку по своему роману «Зависть».

Уланбек Баялиев продолжит репетиции спектакля по пьесе Фридриха Дюрренматта «Ромул Великий» с Владимиром Симоновым в главной роли. Режиссёр многих хитов Вахтанговского Владимир Иванов приступает к репетициям «Мёртвых душ» с участием Марии Ароновой. «Театр» Соммерсета Моэма по собственной инсценировке романа поставит Ольга Субботина. Ася Князева с документальным спектаклем «С художника спросится!» о Леопольде Сулержицком, а Екатерина Симонова с пьесой Алексея Арбузова «Сказки старого Арбата».

Будет к юбилею и спектакль-променад «Вахтангов. Дорога к Турандот» (режиссёр Владимир Бельдиян). Маршрут начнётся от Большого театра и по московским улицам дойдёт до  Арбата.  И иммерсивный VR-спектакль «Гоголь.Нос» тоже -  над ним  работает Лейла Абу-аль-Кишек. Режиссёр Наталья Ковалёва и артист Эльдар Трамов вцыпустят спектакль «Танго между строк». Режиссёр Елена Котихина с актрисой Анной Дубровской в октябре представят премьеру спектакля «Мистер Twister» (Маршак-джаз. Кабаре). А  выпускники Мастерской Римаса Туминаса работают над циклом Вечеров зарубежной драматургии. Будут и премьеры в «Студии», и самостоятельные работы актеров. Ну а сам Римас Туминас к 100-летию готовит «Войну и мир» по роману Льва Толстого, которая была отложено по вине пандемии. В общем, в Вахтанговском - кругом 13. 

Лановой и Борисова открыли памятник Евгению Вахтангову

Лановой и Борисова открыли памятник Евгению Вахтангову

Смотрите фотогалерею по теме

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28364 от 15 сентября 2020

Заголовок в газете: Сто шаров в честь Вахтангова