Ученые поспорили о разнице между искусством и порнографией

Феминизм продолжает пересматривать мировое культурное наследие

Вот уже более 100 лет активисты обращают внимание на изображение женской обнаженной натуры в искусстве. Пока активная кампания Black Lives Matter концентрирует внимание США и Европы на статуях работорговцев, четвертая волна феминизма сосредоточилась на изображении голых женщин. Ученые не первый год стараются установить этическую грань между искусством и порнографией, но у общества на это свой взгляд.

Феминизм продолжает пересматривать мировое культурное наследие

Сара Уильямсон, старший преподаватель Хаддерсфилдского университета в Англии, развивает проект ArtActivistBarbie с куклой Барби в качестве своего альтер эго. Уильямсон воспроизводит шедевры мировой живописи с обнаженной натурой через пластмассовую куклу, чтобы таким образом привлечь внимание студентов к феминистским идеям. Так, в Твиттере она предложила свой вариант известной работы Райта Баркера «Цирцея» (1889), где изображена обнаженная женщина в окружении львов. У Уильямсон Барби стоит возле греческой колонны в белой тоге, полностью закрывающей ее пластмассовое тело, рядом плюшевый тигренок. К картинкам прилагается шутливая надпись: «Мне нужна соблазнительная молодая красавица, полураздетая, замкнутая и увлеченная большой игрой», — сказал покровитель. «А как насчет Цирцеи, скажем, с 5 или 6 тиграми? — ответил художник. — Все будут восхищаться вашим научным интересом к греческой мифологии». Это не просто шутка, а научный вопрос: на картине — сцена из классики или тонко завуалированное викторианское порно?

Вот уже более 100 лет феминистки обращают внимание на сексистские настроения в мире искусства. В 1914 году суфражистка Мэри Ричардсон напала с топором на «Венеру» Диего Веласкеса. Ричардсон утверждала, что ее протест был вызван не столько самой картиной, сколько реакцией мужчин, когда те глазели на холст в лондонской Национальной галерее.

«Разве женщины должны быть голыми, чтобы попасть в музей Метрополитен?» — кричал рекламный плакат фем-активисток Guerrilla Girls в 1980-х. В то время казалось, что все именно так. Менее 4% работ в галерее современного искусства были написаны женщинами, зато 76% изображали обнаженных дам.

«Границы всегда были размыты, — комментирует Ханс Маес, преподаватель истории искусств в Кентском университете. — Обычно считается, что порнография имеет две ключевые характеристики: она сексуально откровенна, и ее целью является эротическое возбуждение зрителя. Но на протяжении всей истории вы найдете великие произведения искусства, которые разделяют эти самые характеристики. Подумайте о некоторых мозаиках в Помпеях, скульптурах Камасутры или откровенных рисунках Густава Климта. Если хотите, сравните голую Майю Гойи с центральным разворотом Playboy и скажите мне, что граница не размыта».

В 2014 году художница-перформер Дебора де Робертис разделась перед картиной Гюстава Курбе «Происхождение мира» в музее Орсе в Париже. Для большей наглядности лучше открыть поисковик и вбить название работы — на картине изображены женские гениталии крупным планом. Впоследствии ее арестовали за то, что она позировала обнаженной перед «Олимпией» Мане в музее Орсе. Дебора призналась, что ее волновало одно — почему одно изображение человеческого тела считается искусством, а другое — порнографией?

После обвинений в адрес Харви Вайнштейна и Джеффри Эпштейна поднялась четвертая волна феминизма и, как следствие, беспокойства в адрес искусства, созданного в размытых этических условиях. За примерами далеко ходить не надо. Итальянский скульптор XVI века Бенвенуто Челлини настаивал на том, чтобы ему позировали исключительно девственницы. И лишал их невинности, как только заканчивал работу. Прославленный английский скульптор Эрик Гилл использовал своих дочерей не только в качестве моделей, но и для сексуального насилия. «Если мы знаем, что художник злоупотреблял женщинами и его оскорбительное отношение проявляется в работе, то это действительно влияет на статус произведения. Как только вы это поймете, сама работа покажется убогой», — говорит Маес.

Натюрморт с обнаженной натурой по-прежнему является основой художественного образования. И подавляющее число моделей — женщины. Однако в мастерской художника женщины не голые, а обнаженные. Такие лингвистические приемы пытаются устранить неловкость в мастерской. Модель Фра Бичер написала в своем микроблоге, что никогда не позволяет себя фотографировать, когда работает натурщицей. «Мне просто страшно появиться голой в Интернете», — говорит она, уверяя, что нередко в мастерской художники не рисуют, а мастурбируют. В одном интервью модель заявила, что обнаженная натура всегда находится под угрозой стать «легким порно для элиты». В ответ на сообщение полетели оскорбительные комментарии.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28372 от 24 сентября 2020

Заголовок в газете: Ученые и активисты потеряли границу между искусством и порно