В Сочи съехались журналисты со всей страны, кто-то впервые увидел море. На площадке форума ежедневно выкладывали десятки газет, выходящих в небольших городках, названий которых многие прежде не знали. Некоторые из них едва выжили в период карантина. Интересно было полистать все эти газеты. «Моздокский вестник» развернул на своих страницах подписную кампанию, призвав в группу поддержки наших главных поэтов. Призыв к читателям от лица Некрасова выглядит так: «Однажды в студеную зимнюю пору/Пошел на почтамт я, был сильный мороз./А там почтальоны ведут разговоры,/Что спрос на «районку» заметно возрос». Другой классик, А.К.Толстой, обратится так: «Средь шумного бала случайно/Подписку продлить не забудь,/Поскольку моздокские тайны/Ты сможешь в «МВ» почерпнуть».
В последний день форума журналисты из Северной Осетии, главные редакторы районных газет, включая выше процитированный вестник, подготовили целое шоу. Вышли в национальных костюмах, угощали осетинскими пирогами. Элина Льянова из газеты «Заря» Алагирского района оказалась не только специалистом по военно-патриотическому воспитанию (это ее тематика), но и кулинаром. Она появилась в старинном национальном костюме, какой надевают невесты («С трудом его нашла, ведь шьют для худеньких девушек»), и приготовила на наших глазах осетинское блюдо дзыкка из сметаны, манки и яиц.
Журналисты из Северной Осетии вспоминали Беслан, привезли несколько великолепно изданных книг, посвященных трагедии 2004 года, рассказали о создании там страны счастливого детства, отчего стало не по себе. «Город ангелов», как называется кладбище, где похоронены погибшие во время захвата школы дети и родители, — самое страшное место, какое только может быть, хотя и сияет чистотой, гладкой поверхностью мраморных плит.
На форуме представили самые актуальные направления: работу СМИ в период пандемии, организацию редакционной работы на «удаленке», соцсети как инструмент продвижения СМИ. Пригласили блогеров, вплоть до 9-летней Ани Андрюхиной. Почти каждый из них, за исключением девочки, делился опытом продвижения самих себя, рассказывал, как зарабатывать в соцсетях. Среди спикеров был знаменитый теперь Иван Голунов, поделившийся своим опытом прогулок, дающих бесценные познания города. Любопытство, по его словам, — главный двигатель журналиста: важно всюду заглядывать, обращать внимание на любые мелочи, вплоть до бирок на мраморных плитах. Мелкие детали могут многое рассказать человеку, ведущему расследование.
Кино и телевидение в особенности оказались под прицелом журналистов. Толково выступил президент Академии российского телевидения Александр Акопов, отвечая на вопросы, сдает ли ТВ свои позиции, способен ли Интернет его окончательно вытеснить. В дискуссии «Современное телевидение: соотношение реального и виртуального, правды и лжи» спикерами стали Виталий Третьяков и Юрий Поляков, как всегда выступали провокационно, поражая невероятными умозаключениями. Коснулись вопроса участия в ток-шоу одних и тех же персон, кочующих с канала на канал, и договорились в итоге до оценки внешних данных Ольги Бузовой. Досталось и популярным телеобозревателям, но особенно «пострадала» Чулпан Хаматова, о которой Виталий Третьяков никогда не забывает. В этот раз разговор зашел о скудном представительстве разных национальностей во всякого рода институциях, в том числе татар. Одна только Чулпан Хаматова, оказывается, выступает от лица своего народа, диктует свои пристрастия, определяет, кому давать премии, а кому нет. Откуда такой демонизированный образ, и почему каждый кому не лень норовит сказать свое слово в адрес актрисы, не сделав и толики того, что делает она. Юрий Поляков защищал Татьяну Доронину, изгнанную из театра. В общем, актеров надо защищать, как и журналистов, о чем много говорили в дни форума.
Обозреватель «МК» Ева Меркачева вместе с коллегами провела постановочное судебное заседание по уголовному делу с участием присяжных заседателей. Журналистов обучали навыкам самообороны в случае нападения на улице, в подъезде. И поскольку в большинстве своем это были женщины, мастер боевых искусств Юрий Семенихин рассказал, как правильно действовать при встрече с опасным мужчиной. Провели тренинг по йоге смеха и мастер-класс по бальным танцам, где учили танцевать танго. Так что журналисты разъедутся по городам и весям, вооруженные навыками самообороны, концентрации энергии и элегантности.
В первый день форума презентовали отечественные VR-проекты, очень популярные в последние годы на мировых кинофестивалях. Мы пока не впереди планеты всей в техническом плане, а в плане идеологии можем побить рекорды. Пока мир погружается в сказочные миры, устраивает виртуальные путешествия вглубь цивилизаций, мы вооружаем знамя над Рейхстагом, находясь в теле солдата, как было сказано, сажаем самолет в кукурузном поле, повторяя подвиг пилотов. «Неизвестный знаменосец» был сделан к 75-летию Победы. Надеваем VR-шлем и наушники и оказываемся на крыше Рейхстага. Командует парадом за кадром телеведущий Дмитрий Киселев: «Выходите на крышу» (там пунктиром обозначено место, где должно развеваться знамя Победы), «Установите знамя» (устанавливаем), «Знамя водружено». Сложные чувства вызывает виртуальный «подвиг», проверенный на себе.
Потом уже в теле пилота «Уральских авиалиний» Дамира Юсупова совершаем аварийную посадку в кукурузном поле с 233 человеками на борту. Этот VR-фильм «Чудо в кукурузном поле» создан к годовщине предотвращенного крушения лайнера, у которого отказали двигатели после столкновения со стаей птиц. Вы управляете самолетом, на коленях, как будто ваших, лежит рука пилота (почувствовать, что она ваша, невозможно при всех стараниях авторов фильма), нажатием кнопки выбираете варианты поведения, и тут же эксперты, среди которых опытные летчики, оценивают верность избранной тактики. По правую руку — второй пилот Георгий Мурзин. Ему 23 года, он молод и на летчика совсем не похож. Как сообщается, журналисты МИА «Россия сегодня» провели расследование того, что произошло, и теперь мы вместе с ними можем оценить действия экипажа, разобраться в том, не поспешили ли присвоить звание Герой России. Ощущения на виртуальном борту тревожные, трясешься в самолете, судьба которого неизвестна, испытываешь страх. Правда, в самые критические моменты изображение как вспышка исчезает, и тебя выбивает из полного погружения.
Каждый вечер журналистам показывали фильмы, вышедшие за последнее время, — «Танец с саблями» Юсупа Разыкова, «Бык» Бориса Акопова, только что отмеченная на «Кинотавре» за лучший сценарий «Конференция» Ивана И.Твердовского, «Когда она приходит» Александра Цоя, получившая три награды на фестивале в Благовещенске. Зрителям многое не нравится в отечественном кино, о чем они открыто говорили кинематографистам. Да и смотреть фильмы на большом экране даже журналисты отвыкли, и это печальный итог форума.
Документальные картины вызывали куда больший отклик, и не потому, что классом выше. Просто в них больше правды жизни и реальных героев. «Остров Буромского» рассказывает о заброшенных могилах полярников, погибших в Антарктиде (78 человек за все время освоения), которые непонятный кто-то мешает восстанавливать. Тем не менее аварийно-восстановительные работы ведутся на самом труднодоступном кладбище страны. Представил фильм продюсер Александр Жуков, окончивший операторский факультет ВГИКа, заболевший Севером.
Секретарь Союза журналистов Ашот Джазоян показал свой документальный фильм «Интересные люди — хабаровчане», снятый до событий, перевернувших представление об этих спокойных и любящих свой город людях. Они только и говорят, что живут в самом солнечном городе страны: 300 дней в году стоят там солнечные дни. По выходным люди танцуют на набережной Амура, как в Китае, который рядом. Это город, где начинается Россия, как скажет отец Георгий. Его церковь — самая крайняя в стране, до китайской границы рукой подать. Фильм стал одой городу. Его герои — люди разных профессий. Один из них 43 года проработал в авиации, и аэропорт здесь как исходная точка. Сюда прибывают самолеты со всех концов страны, и пассажиры узнают по громкой связи о достопримечательностях города. Его «особенные люди» — водитель троллейбуса №1, а это любимый маршрут горожан, проходящий через весь Хабаровск; рабочий, нигде толком и не бывавший, но уверенный, что его родной город — лучший на земле. Егерь, «простой народный артист», капитан корабля, учительница, скульптор, сталевар, рыбак и его жена, с которой они вместе 50 лет, а приехали сюда в 1947 году из Северной Кореи; японский агроном, выращивающий в Хабаровске клубнику без пестицидов, музыканты группы «Апрель», собирающие столько людей, сколько мы в последнее время видели на улицах Хабаровска, когда его жители вышли на улицы отстаивать своего губернатора… Теперь все это читается по-новому, тот случай, когда время срежиссировало все по-своему.