Крючкова поблагодарила Никиту Михалкова за спасение от смерти

Московский кинофестиваль напомнил зловещий карнавал

Открытие 42-го ММКФ отчасти выглядело зловеще. Вдоль лестницы, ведущей в киноконцертный зал, выстроились молодые люди в черных масках и развевающихся мантиях. Не хватало только чумных докторов. Людей было мало, как и привычной суеты. Отсюда и жутковатое ощущение пустоты. Никита Михалков не встречал о гостей у входа. Его вообще не было. Говорят, что если он и появится, то только к концу фестиваля. 

Московский кинофестиваль напомнил зловещий карнавал

В тот же вечер Светлане Крючковой вручили награду «Верю. К.Станиславский» за покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школе великого реформатора сцены. Растроганная лауреатка внесла в холодную пандемическую атмосферу мероприятия живую эмоцию. Со слезами на глазах она приняла награду и произнесла эмоциональную речь, о том, какой короткой оказалась дорога, казавшаяся когда-то длинной. Кажется, совсем недавно стояла у подножия  вершины, где находились мастера. 

Крючкова вспомнила режиссеров, которые в нее верили: Романа Виктюка, Анатолия Васильева, Анатолия Эфроса, Георгия Товстоногова, Олега Ефремова, у которого как раз 1 октября был день рождения. "Он первый поверил в меня и взял в театр. Мне было тогда 23 года, и мне дали три  роли", - вспоминала актриса. 

Никита Михалков во многом открыл для нее кино, и, как выяснилось, спас. Светлана Крючкова вспомнила: "Михалков говорил: «Крючковой не наливать, а то  начнет правду говорить». Мне 70, и я сейчас говорю правду и без этого. Что взять со старой дуры?"

Она благодарила Михалкова за то, что в 2015-ом, узнав о том, что с ней случилась беда, пришла болезнь в самой последней ее стадии, он помог. Иначе не стояла бы перед нами на сцене, а мы бы несли ей цветочки совсем в другое место. 

В первые фестивальные дни показали российско-азербайджанскую картину «Дочь рыбака» Исмаила Сафарали. Он – бакинец, но покинул свою  страну больше 10 лет назад. Учился в США, получил там степень магистра экономики в Университете Дюка, сделал карьеру финансиста, а потом взял да поступил в Московскую школу нового кино. «Дочь рыбака» - его дебют в полнометражном кино. 

В Россию Исмаил добирался с пересадками, четыре часа провел в московском аэропорту,  чтобы сдать тест на COVID-19  и пройти прочие  формальности. Теперь он благодарит людей, которые помогли добраться и пройти этот непростой путь.  Съемки «Дочери рыбака» проходили на его родине, в Апшероне. «Это моя территория, на которой я существую до сих пор, хотя давно там не живу. Схожая история произошла со мной, когда пропал мой отец. Но мне не хотелось самому становится героем, родился образ героини, очень напоминающий мою дочь», - рассказал в Москве режиссер.  

История родилась еще в 2015 году и победила на питчинге «Кинотавра». Три года понадобилось на ее реализацию. В рыбацкой деревне на Апшероне, где невиданной синевы  море и небо (снимал картину оператор Шандор Беркеши), живет девочка Сара. Ее отец не вернулся с рыбалки, но тело его не обнаружено. Девочка не верит в его смерть, хотя в поселке устраивают ритуальные похороны. Так положено: пока тело не погребено, жди беды. Когда  начинается шторм, героиня на лодке отправляется в Черные Пески, куда не заходят рыбаки, но именно там может  находиться ее отец. 

Собственно, сюжет не так важен, существенны человеческие состояния, ощущение тревоги. Кого-то раздражает немыслимая красота кадра и условность происходящего, но это вполне античная трагедия, требующая соответствующего визуального решения. Мать после исчезновения супруга принимает его недостойного брата. Падшая, слабая женщина? И да, и нет. Просто некому ее защитить. Все на уровне мифа.

Режиссер фильма дождался своего отца. А вокруг того, что произошло с героиней, мы можем строить разные трактовки. Исмаил уверен, что  лучше не жить в мире, где тебя не понимают. На главную роль он пригласил  юную Хамаил Гасанову, от которой глаз не отвести. Камера любуется ею. 

Девочка отличается от других. Она всегда в красном, носит платье, какое в тех местах носить в принципе не могут. Таким образом, ее даже визуально противопоставили остальным, тому миру, в котором она живет. В финале ее красная футболка становится синей. Девочка ищет отца, идет против деревни, и это не сказочная история, а вполне реальная, поскольку общество остается патриархальным.  

В документальном конкурсе участвует «Городская мечта» китайского режиссера Вэйцзюнь Чэня о самом знаменитом теперь городе Китая Ухане. Никакой пандемии там нет. Город живет обычной жизнью, и зритель находится  вместе с героями в основном на одной из его улиц, следит за тем, как полицейские  пытаются найти общий язык с 70-летним продавцом фруктов. Они исполняют распоряжение администрации города: надо освободить территорию от несанкционированной торговли. 

Но дерзкий дядя Вана (почти по Чехову), как тут называют Ван Тяньчэня, готов на все, чтобы защитить свой бизнес, дряхлую палатку с фруктами. Торгует он с сыном, у которого нет кисти правой руки  после производственной травмы.  Старик здесь, все равно, что рядовой Райан, которого спасают. Полиция добродушна, пытается мирно с ним договориться. По этому поводу едва ли не ежедневно проводятся совещания в полицейском участке. Но улицу в любом случае надо освободить от стихийной торговли. 

Важно, чтобы старик и его семья не расчувствовались от заботы о нем  (его семью не бросают на произвол судьбы, а пытаются найти выход из ситуации), а понял, что административная система работает. Картина в мельчайших деталях фиксирует происходящее  день за днем, вдаваясь во все подробности, и это самые настоящие хроники частной жизни, казалось бы, так мало напоминающие привычное представление о кино. 

Акиньшина, Крючкова, Боярская, Цыганов на открытии ММКФ: яркие кадры звезд

Акиньшина, Крючкова, Боярская, Цыганов на открытии ММКФ: яркие кадры звезд

Смотрите фотогалерею по теме

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру