На ММКФ победил "Блокадный дневник", за который режиссеру угрожали

Что имел в виду Бекмамбетов, вручая главную награду кинофестиваля

42-й ММКФ завершился победой фильма «Блокадный дневник» Андрея Зайцева. Вручая награду, президент жюри Тимур Бекмамбетов объяснил, чем руководствовался вместе с коллегами в выборе обладателя «Золотого Георгия». Его слова всколыхнули тех, кто задолго до фестиваля уже развернул вокруг этой картины очередную кампанию "убиения".

Самый знаменитый кинематографист, участвовавший в конкурсе, южнокорейский режиссер Ким Ки Дук не получил ничего. Снятая им в Казахстане картина оказалась, наверное, худшей.  

Что имел в виду Бекмамбетов, вручая главную награду кинофестиваля
Кадр из фильма "Блокадный дневник"

Как сформулировал суть главной награды Тимур Бекмамбетов, дана она не за профессиональное мастерство, не за удачную работу актера или оператора, это приз за послание, с которым авторы обращаются к зрителю. А говорят они следующее: мы живем в сложные времена, брызгаем на микрофон антисептиками, нас еще ждут многие испытания, но самый большой грех - это уныние, и мы все переживем, и станем лучше. Бекмамбетов процитировал слова одного из героев «Блокадного дневника» о том, что были времена и пострашнее.

Растроганный Андрей Зайцев, тяжело переживавший развернувшуюся вокруг его еще не вышедшего фильма травлю, прочитал стихотворение «Пра-пра-правнукам» Корнея Чуковского. Оно написано в 1944 году и посвященное ленинградским детям, и там есть такие строки: «Промчатся над вами/ Года за годами/ И станете вы старичками…» 

Бывая на разных международных фестивалях, Андрей рассказывал коллегам, что собирается снимать фильм про блокаду Ленинграда, и никто из них не понимал, о чем вообще идет речь. Про холокост все помнят, а про наши жертвы не знает никто. «Мы не напоминаем, и получается, что этого не было, и страдания людей ушли как вода в песок. Все может повториться. Фильм снят ради того, чтобы мы ничего не забыли», - сказал Андрей Зайцев.  

За мужскую роль отметили израильского актера и режиссера Гура Бентвича, сыгравшего практически самого себя в собственном фильме «Как сыр в масле». В Москву он мечтал приехать вместе с женой, которая тоже снималась в картине, но в итоге пришлось обратиться к тем, кто собрался на церемонии, с экрана, находясь на пустынной улице Тель-Авива. Бентвич как будто случайно проходил мимо  исторического здания  самого первого городского кинотеатра, расположенного рядом с его домом. Но у режиссера ничего случайного быть не может. Получилось оригинально.  

За лучшую женскую роль заочно наградили начинающую британскую актрису Меган Первис, малоизвестную пока даже в своей стране. Некоторые сравнивают ее с Бьорк в «Танцующей темноте». Меган сыграла главную роль в дебютной «Хильде» начинающего кинематографиста Риши Пэлэма, отмеченного на ММКФ  «Серебряным Георгием» за режиссерскую работу. Для того, чтобы актриса напиталась нужными для роли ощущениями, он забрасывал ее в злачные места Лондона. Как сказал сам режиссер: «Меган пахала весь год еще до съемок». 

Жюри эта скромная семейная история своей необычной формой. Она рассказана  через музыку и танец. Риши Пэлэм вспоминает: «Не знаю, как мы сумели снять фильм. Столько было препятствий на нашем трехлетнем пути. Съемочная группа в составе 16 человек работала, выполняя 450 функций. Нам говорили: «Нужны яркие звезды, иначе ничего не получится». Но я не видел в главной роли никого, кроме Меган. Я смотрю на свое поколение и понимаю, что не всегда мечты воплощаются. Фестиваль - то место, где можно взрастить молодых, дать им возможность почувствовать крылья за спиной». 

Две награды одной картине свидетельствуют о том, что либо она всем очень понравилась, что вызывает некоторые сомнения (ничего оригинального в ней нет), либо сложно было прийти к взаимопониманию по фильмам-конкурентам, как это часто бывает в жюри. Тимур Бекмамбетов не скрывал:  обсуждения были жаркими.

Спецприз вручили картине «В тени» турецкого режиссер Эрдема Тепегёза, семь лет назад получившего «Золотого Георгия» на 35-м ММКФ за фильм «Частица». В формулировке новой награды сказано, что фильм бросает вызов человечности нашему миру, в котором ее почти не осталось. Даже в самые темные времена, по мнению жюри, можно увидеть свет. 

Режиссер посвятил картину своему дяде, которого потерял месяц назад. Его смерть связана с производственной травмой. «В тени» как раз и рассказывает о предприятии-монстре, пожирающем человеческие жизни. Снимали фильм где-то в Грузии на заброшенном горно-обогатительном предприятии советских времен, а «реликвии» недавнего прошлого запечатлел  армянский оператор Хайк Киракосян, произнесший на русском языке краткую речь со сцены. 

Для ковидных времен присутствие даже немногочисленных лауреатов из Великобритании и Турции – уже роскошь. Один из членов жюри, британский критик Брайан Вайнер приехал в Москву с  женой и детьми, и совершенно счастлив. Восемь дней с российской столице для него стали открытием.   

В конкурсе неигрового кино победил южнокорейский «Ноктюрн» Гванча Чона  - тонкая и нежная картина о музыканте с аутичным расстройством. Жюри было из чего выбирать. Документальная программа фестиваля традиционно сильная.  

В короткометражном конкурсе лучшим назван фильм с символическим для нынешних масочных времен названием «Боюсь забыть твое лицо». Даже на закрытии фестиваля многие друг друга не узнавали. Снял эту небольшую картину  уроженец Египта Самех Алад, получивший образование в Европе.  

Спецприз дирекции ММКФ за многолетнее служение искусству кино заочно вручили Светлане Дружининой. Получать награду она делегировала Дмитрия Харатьяна. А со сцены зачитали ее слова благодарности: «Я не могу присутствовать на премии. Работа, работа, работа….» Как объяснил нам Дмитрий Харатьян, неугомонная Светлана Дружинина снимает  четвертых «Гардемаринов» и  готовится к работе над очередным продолжением, уже пятым. Причем, работала она еще  находясь в самоизоляции в разгар пандемии. 

За неимением Никиты Михалкова, который ни разу не появился на фестивале (говорят, что он на карантине), традиционный ритуал с хлопушкой, символизирующий закрытие 42-го ММКФ,  пришлось совершить министру культуры Ольге Любимовой. Она выразила надежду,  что уж на следующем фестивале все мы сможем обняться и расцеловаться, как принято в кинематографической среде. 43-й ММКФ планируется провести в апреле. 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру