Как сформулировал суть главной награды Тимур Бекмамбетов, дана она не за профессиональное мастерство, не за удачную работу актера или оператора, это приз за послание, с которым авторы обращаются к зрителю. А говорят они следующее: мы живем в сложные времена, брызгаем на микрофон антисептиками, нас еще ждут многие испытания, но самый большой грех - это уныние, и мы все переживем, и станем лучше. Бекмамбетов процитировал слова одного из героев «Блокадного дневника» о том, что были времена и пострашнее.
Растроганный Андрей Зайцев, тяжело переживавший развернувшуюся вокруг его еще не вышедшего фильма травлю, прочитал стихотворение «Пра-пра-правнукам» Корнея Чуковского. Оно написано в 1944 году и посвященное ленинградским детям, и там есть такие строки: «Промчатся над вами/ Года за годами/ И станете вы старичками…»
Бывая на разных международных фестивалях, Андрей рассказывал коллегам, что собирается снимать фильм про блокаду Ленинграда, и никто из них не понимал, о чем вообще идет речь. Про холокост все помнят, а про наши жертвы не знает никто. «Мы не напоминаем, и получается, что этого не было, и страдания людей ушли как вода в песок. Все может повториться. Фильм снят ради того, чтобы мы ничего не забыли», - сказал Андрей Зайцев.
За мужскую роль отметили израильского актера и режиссера Гура Бентвича, сыгравшего практически самого себя в собственном фильме «Как сыр в масле». В Москву он мечтал приехать вместе с женой, которая тоже снималась в картине, но в итоге пришлось обратиться к тем, кто собрался на церемонии, с экрана, находясь на пустынной улице Тель-Авива. Бентвич как будто случайно проходил мимо исторического здания самого первого городского кинотеатра, расположенного рядом с его домом. Но у режиссера ничего случайного быть не может. Получилось оригинально.
За лучшую женскую роль заочно наградили начинающую британскую актрису Меган Первис, малоизвестную пока даже в своей стране. Некоторые сравнивают ее с Бьорк в «Танцующей темноте». Меган сыграла главную роль в дебютной «Хильде» начинающего кинематографиста Риши Пэлэма, отмеченного на ММКФ «Серебряным Георгием» за режиссерскую работу. Для того, чтобы актриса напиталась нужными для роли ощущениями, он забрасывал ее в злачные места Лондона. Как сказал сам режиссер: «Меган пахала весь год еще до съемок».
Жюри эта скромная семейная история своей необычной формой. Она рассказана через музыку и танец. Риши Пэлэм вспоминает: «Не знаю, как мы сумели снять фильм. Столько было препятствий на нашем трехлетнем пути. Съемочная группа в составе 16 человек работала, выполняя 450 функций. Нам говорили: «Нужны яркие звезды, иначе ничего не получится». Но я не видел в главной роли никого, кроме Меган. Я смотрю на свое поколение и понимаю, что не всегда мечты воплощаются. Фестиваль - то место, где можно взрастить молодых, дать им возможность почувствовать крылья за спиной».
Две награды одной картине свидетельствуют о том, что либо она всем очень понравилась, что вызывает некоторые сомнения (ничего оригинального в ней нет), либо сложно было прийти к взаимопониманию по фильмам-конкурентам, как это часто бывает в жюри. Тимур Бекмамбетов не скрывал: обсуждения были жаркими.
Спецприз вручили картине «В тени» турецкого режиссер Эрдема Тепегёза, семь лет назад получившего «Золотого Георгия» на 35-м ММКФ за фильм «Частица». В формулировке новой награды сказано, что фильм бросает вызов человечности нашему миру, в котором ее почти не осталось. Даже в самые темные времена, по мнению жюри, можно увидеть свет.
Режиссер посвятил картину своему дяде, которого потерял месяц назад. Его смерть связана с производственной травмой. «В тени» как раз и рассказывает о предприятии-монстре, пожирающем человеческие жизни. Снимали фильм где-то в Грузии на заброшенном горно-обогатительном предприятии советских времен, а «реликвии» недавнего прошлого запечатлел армянский оператор Хайк Киракосян, произнесший на русском языке краткую речь со сцены.
Для ковидных времен присутствие даже немногочисленных лауреатов из Великобритании и Турции – уже роскошь. Один из членов жюри, британский критик Брайан Вайнер приехал в Москву с женой и детьми, и совершенно счастлив. Восемь дней с российской столице для него стали открытием.
В конкурсе неигрового кино победил южнокорейский «Ноктюрн» Гванча Чона - тонкая и нежная картина о музыканте с аутичным расстройством. Жюри было из чего выбирать. Документальная программа фестиваля традиционно сильная.
В короткометражном конкурсе лучшим назван фильм с символическим для нынешних масочных времен названием «Боюсь забыть твое лицо». Даже на закрытии фестиваля многие друг друга не узнавали. Снял эту небольшую картину уроженец Египта Самех Алад, получивший образование в Европе.
Спецприз дирекции ММКФ за многолетнее служение искусству кино заочно вручили Светлане Дружининой. Получать награду она делегировала Дмитрия Харатьяна. А со сцены зачитали ее слова благодарности: «Я не могу присутствовать на премии. Работа, работа, работа….» Как объяснил нам Дмитрий Харатьян, неугомонная Светлана Дружинина снимает четвертых «Гардемаринов» и готовится к работе над очередным продолжением, уже пятым. Причем, работала она еще находясь в самоизоляции в разгар пандемии.
За неимением Никиты Михалкова, который ни разу не появился на фестивале (говорят, что он на карантине), традиционный ритуал с хлопушкой, символизирующий закрытие 42-го ММКФ, пришлось совершить министру культуры Ольге Любимовой. Она выразила надежду, что уж на следующем фестивале все мы сможем обняться и расцеловаться, как принято в кинематографической среде. 43-й ММКФ планируется провести в апреле.