Леннон жив: на ТВ вспомнили хиты великого музыканта

Постбитловская классика переживает ренессанс

Восьмидесятилетие Джона Леннона сопровождалось не только ожидаемым всплеском битломанской ностальгии, но активностью вполне серьезных организаций. На большом лейбле вышла очередная роскошь в виде делюкс-версии сборника Gimme Some True, а в федеральном эфире показали довольно свежий документальный фильм Майкла Эпштейна «Джон и Йоко: выше нас только небо». И нужно признать, что осенью 2020 году пацифистские хиты Леннона совсем не похожи на исторические артефакты.

Постбитловская классика переживает ренессанс

Постбитловский Леннон — персонаж вызывавший и вызывающий не только восторги, но и разного рода сомнения. Он женится на странноватой японской женщине, начинает записывать музыку, которая звучит так будто создана назло поклонникам The Beatles, погружается в политические дебри, эффектно возвращает Ее Величеству Орден Британской Империи, что обосновывает своим протесом против вмешательства страны в конфликт Нигерия-Биафра, а также против поддержки американской войны во Вьетнаме и падения в чартах песни «Cold Turkey». Уж не свихнулся ли этот мистер Леннон? Фильм Майкла Эпштейна дает довольно развернутый ответ на подобного рода сомнение.

Для работы режиссеру предоставили архивы, в которых запросто можно было утонуть. Фильм посвящен записи альбома Imagine, и этот процесс в свое время довольно подробно снимался на фото и видео. Могло создаться впечатление, будто камеры есть везде, где появляется музыкант. И в английской глуши поместья Tittenhurst Park, куда Джон и Йоко сбежали от фанатов, и где записывалась часть материала для Imagine. И в Нью-Йорке, где работа продолжилась. И в Лондоне во время протестных антивоенных маршей, в которых Джон и Йоко принимали участие, и конечно в момент знаменитых постельных сессий, когда Леннон и Оно призывали к миру, не вылезая из кровати.

Вся эта амбициозная суета по прежнему выглядит невероятно телегенично, но самыми завораживающими все же являются сцены, которые с точки зрения современных телепродюсеров абсолютно неинтересны рядовому зрителю. Речь о процессе создания песен. Джон играет на гитаре или пианино, напевает строчки из того, что станет Imagine или Jealous Guy. Рядом возникает то Джордж Харрисон, то Фил Спектр (хотя в данном случае работы у именитого американского продюсера немного, потому что эти песни важно не приукрасить, а скорее оставить их в покое). Музыканты не довольны звуком, который отражается от стен и часто смотрят на Леннона как на волшебника. Прямо на глазах рождаются песни и даже в полуготовом виде они завораживают всех, кто слышит и видит процесс их создания.

И Леннон в этих сценах — сумасшедший ровно настолько, насколько может им быть абсолютно счастливый человек. Он любит женщину, которая кажется раздражает всех, но очень вдохновляет его. И пытается сказать при помощь нот и строчек ровно то, что чувствует в данный момент без оглядки на The Beatles и на все обязанности в рамках группы, сводящей с ума весь мир.

За пределами этой студии Леннон сразу становится циником, острословом и шутником. Он скандирует Give Peace A Chance и многозначительно заявляет: «Генри Форд знал, как продавать автомобили с помощью рекламы. Я и Йоко «продавали» мир. Многим это казалось смешным, но многие начинали задумываться». Он издевается над ведущим ток-шоу («Спросил про «битлов», надевай мешок на голову!») и довольно откровенно беседует с фанатом, добившимся личной аудиенции («Очнись, это просто песни»).

Альбом Imagine, как и другие сольные записи Леннона трудно назвать музыкальным прорывом и революцией в звуке. Это просто песни, которые все очень хотели услышать, а британец средних лет вдруг сочинил их и спел. Спустя сорок лет после убийства музыканта, на восьмидесятилетие Леннона его главные хиты после старательного ремастеринга вновь собраны на один релиз и представлены публике.

И слушать Gimme Some True довольно увлекательно. Эти песни написаны в беспокойное время, когда по миру гремели взрывы, а в благополучных еропейских и американских городах бурлии протестные страсти. Осенью 2020 года происходит примерно тоже самое, и слова Леннона на таком фоне кажутся очень правильными. Возможно сейчас самое время представить как может быть по-другому и поверить в то, что лучший мир, где нет войн, государств и религий нужнее всего остального.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28387 от 12 октября 2020

Заголовок в газете: Перезагрузка Леннона

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру