Названы самые заметные гитарные альбомы осени

Travis, Deftones и Bon Jovi по-своему спасают рок

Гитары и барабаны выглядят и звучат особенно круто в эпоху лэптопов. Возможно, старомодность не самое полезное качество в 2020 году, но иногда альбомы, на которых артисты фокусируются на том, что умеют, не собираясь ничего никому доказывать, звучат на удивление хорошо. «ЗД» выбрала три очень разных релиза с эффектом машины времени. Правда, Макаревич и Ко здесь совершенно ни при чем.

Travis, Deftones и Bon Jovi по-своему спасают рок

Travis ностальгируют по пост-брит-попу

Про шотландцев Travis в последнее время чаще было принято говорить в прошедшем времени. Группа вроде как функционировала, и четыре года назад у них даже вышел альбом, но без этих песен вполне можно было обойтись. На стыке веков они выдали пару пластинок, которые сделали их стадионной группой, а песня Sing стала одним из гимнов этого времени. Тогда казалось, что пост-брит-поп, то есть стиль, в котором есть меланхолия и приятные мелодии, но нет распальцовки братьев Гэллахеров, вытянет в счастливое будущее британскую гитарную музыку. Но Travis, как и многие группы пост-брит-поповской волны, очень быстро столкнулись с кризисом идей. Кто-то отчаянно искал выход из этой ситуации (Coldplay, еще одни звезды пост-брит-попа, нашли его в размашистой мегаломанской попсе), а кто-то просто решил подождать, пока на устаревшую музыку возникнет новый спрос. И «10 Songs», новый альбом Travis, такой спрос вполне может создать. Френ Хилли поет тем самым голосом, который вышибал слезы двадцать лет назад, есть весьма бойкий номер «A Ghost», и нет ничего, что могло бы откровенно раздражать. В «10 Songs» сложно нащупать какую-то генеральную линию, поэтому гордое слово «альбом» сюда плохо клеится. Скорее, подборка песен, причем иногда не очень подходящих друг другу. Однако найти что-либо более атмосферное для сезона винных вечеринок при свечах — не такая уж легкая задача.

Deftones вспоминают ню-метал и много чего еще

В этом году исполняется двадцать лет альбому White Pony, ставшему для американцев Deftones пластинкой, важной во всех отношениях. Она оказалась очень успешной, и крикливый ню-метал звучал на ней куда интереснее, чем можно было ожидать. С тех самых пор Чино Морено и его банда бросались то в шугейз, то в электронику, и таким сложным образом постепенно шли к альбому, который помирил бы их прошлое и настоящее. Таким и стал Ohms. За пульт вернулся продюсер Терри Дейт, с которым Deftones начинали записываться в начале карьеры, а потом расстались на семнадцать лет, и в музыке вдруг появилась ясность. Даже в тех случаях, когда музыканты всерьез рубятся за титул королей хаоса. С первого же трека «Genesis» у ваших барабанных перепонок начинается праздник непослушания, и ощущение, будто вы попали в музыкальный ужастик, вас не покидает до финального «Ohms». Трудно сказать, хотели ли Deftones записать самый мрачный альбом в своей дискографии, но у них это получилось. Хорошая новость в том, что мрак здесь не самоцель, а средство, лучше всего подходящее для песен, которые буйная американская группа может выпустить в эпоху Трампа. Как вокалист мистер Морено находится в какой-то безоговорочно прекрасной форме. Далеко не все 47-летние мужчины могут с такой страстью орать о смерти и апокалипсисе и при этом явно видеть свет в полной темноте. Сам Морено не раз признавался, что является большим поклонником группы The Cure, что, кстати, хорошо слышно даже сквозь гитарное мясо. Музыкально эти группы, безусловно, занимаются разными вещами, однако фирменный дискомфорт лучших записей The Cure чувствуется как в совсем злых, так и в умеренно сердитых треках. Хотя умеренность не совсем то качество, в котором Deftones особенно сильны.

Bon Jovi отплясывают на территории Брюса Спрингстина

Глэм-рокерская история Джона Бон Джови тихо испустила дух. Это случилось уже в новом веке несколько альбомов назад, и, возможно, многие из тех, кто помнит артиста в лосинах и бахроме летающим над сценой, подобных перемен не заметили. Но он больше не летает над сценой, а хиты вроде «Bad Medicine» или «Livin’ On A Prayer» исполняет исключительно в рамках ностальгического ритуала. Пишут же Bon Jovi совсем другую музыку, которая и обнародована на их новом альбоме «2020». Сразу нужно сказать, что серьезных претензий к этой пластинке, в общем, нет. Это по-американски лихо сыгранные и жирно записанные баллады, а также героический кантри-рок, придуманный авторами с отменным коммерческим чутьем. Есть песни очень серьезные и почти на злобу дня («American Reckoning»), есть полегче («Story Of Love»), есть прямо шлягеры («Limitless»). Но все это очень взрослый американский мейнстрим, в каком особенно хорош Брюс Спригстин. Благо Бон Джови не пытается перепеть большого Брюса, при этом он явно осознает, что группе необходимы перемены, потому как крикливые девицы, каких было так много на их шоу в прошлом веке, превратились в замужних консервативных дам. И вот теперь у Bon Jovi есть песни и для них, и для их мужей. То, к чему лидер группы уже давно подбирался на своих сольных альбомах, теперь зазвучало в полную силу под довольные возгласы взрослой публики и скрип ее ковбойских сапог. Хотелось бы найти в этих песнях хотя бы намек на иронию. Но не исключено, что в новых обстоятельствах социально ответственные тексты, спетые медовым голосом, куда важнее шуточек.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28389 от 14 октября 2020

Заголовок в газете: На гитарных берегах случилось оживление