На фестивале «Территория» ударили по воробьям

«Университет птиц» можно не смотреть, а только слушать

15-й Международный фестиваль-школа современного искусства «Территория» открылся сразу на двух площадках четырехчасовым концертом новых сочинений восьми композиторов — лауреатов программы «Русская музыка 2.0» и иммерсивным саунд-спектаклем «Университет птиц».

«Университет птиц» можно не смотреть, а только слушать
Портретная галерея птиц

Если бы не пандемия, то приехали бы в Москву театральные люди из разных стран. Но теперь сосредоточились на своих. Зато в кинопрограмме заявлены фильмы, связанные с искусством и снятые по всему миру, вплоть до Конго.

«Университет птиц» cоздан Театром Взаимных Действий художников Шифры Каждан, Лёши Лобанова, Ксении Перетрухиной и продюсера Александры Мун. Это творческое объединение уже известно по бродилке «Музей инопланетного вторжения». И теперь вновь в Боярских палатах СТД представлен новый перформанс, участники которого отправились вслед за птицами. Некоторые зрители сразу же интересуются, что их ждет: бродилка или сиделка. Оказалось — бродилка с небольшой сиделкой на птичьем уроке.

Зрители с крыльями

В дни карантина стал популярен городской бёрдвотчинг, когда люди небольшими группами или в одиночку наблюдали за птицами, прислушивались к их голосам. Нечто подобное воспроизвели и в Боярских палатах. Часовое путешествие по их лабиринтам зрители совершают с певицей и руководителем ансамблей «Практика» и «interaACTive» Ольгой Власовой и пианисткой, лауреатом международных конкурсов Натальей Соколовской. Сразу же попадаем в полумрак сводчатого зала со скворечниками, откуда раздаются разнообразные трели. Надпись на стене гласит: «Человек человеку птица». Проходим через мрачную галерею, где чувствуешь себя как в средневековом замке с его семейными портретами. Только вместо дам и почтенных старцев на нас смотрят смеющаяся сова, пара вересковых тетеревов, диковинная птица моа, некогда обитавшая в Новой Зеландии. Мерцают свечи, освещая птичьи лики, а вокруг не видно ни зги.

В одном из помещений Ольга Власова дает птичий урок, искусно имитируя голоса пернатых. Можно к ней присоединиться, но мало кто готов — даже свистеть не умеем. Как школьники, расположившись за партами, узнаем о пяти основных видах птичьих сигналов. Каждый стол снабжен наглядными пособиями. На одном из них — информация о голубке Шер Ами, спасшей в октябре 1918 года 194 попавших в немецкое окружение солдат. Пролетев 25 миль за 25 минут, получив ранение в грудь, потеряв глаз и лапку, она доставила важное сообщение. За подвиг Шер Ами наградили французским Военным крестом, Золотой медалью американского общества почтовых голубей, а посмертно изготовили из нее чучело, хранящееся до сих пор в музее. Полоски бумаги сообщают, что будущее птиц под угрозой. В сельских районах Европы их популяция сократилась вдвое, а в Великобритании численность некоторых видов с 1970 года снизилась на 90 процентов.

Но самое впечатляющее — это кадры кинохроники, запечатлевшие истребление воробьев в Китае. Согласно проведенным там исследованиям пришли к выводу, что можно накормить 35 тысяч человек тем зерном, которое съедают птицы. Жители Китая вышли на улицы, кричали, били в тазы и барабаны, не давая присесть несчастным воробьям, которые способны находиться в полете не более 15 минут. Замученные птицы замертво падали на землю. Такое ощущение, что прошел дождь из их тушек. За трупы полагалась награда. В результате уничтожили более двух миллионов воробьев, и к концу 1958 года их почти не осталось. Зато поля заполонили гусеницы и саранча, урожай погиб, и страну охватил голод.

Исчезнувшие виды птиц, оставшиеся только на портретах

После убийственной хроники прозвучит литургия по исчезнувшим видам птиц, и можно примерить огромные белые крылья, почти как у ангела, ощутить себя в полете. Главное — не визуальные образы, а звуки: струящаяся в таз горстка риса, птичьи перепевы и подражание им. Композитор Алексей Наджаров придумал всю эту сложную партитуру. Можно сказать, что это тренд сезона. Почти каждый день в Москве на «Золотой маске» можно увидеть и услышать такие спектакли, где звуки важнее действия и слов.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28393 от 19 октября 2020

Заголовок в газете: В театре ударили по воробьям