Открылась выставка о Чехове, Куприне и Бунине

Три классика в зеркале эпохи

В центральном здании Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля — отделе «Доходный дом Любощинских — Вернадских» на Зубовском бульваре — открылась выставка «Чехов, Бунин, Куприн. Судьбы скрещенья». Три классика русской литературы, чьи юбилейные даты отмечаются в этом году, встречаются в едином экспозиционном пространстве.

Три классика в зеркале эпохи

Осмотр выставки предваряла церемония открытия, на которой стоялось торжественное гашение памятной марки, посвященной стопятидесятилетию Ивана Бунина, которое отмечается 22 октября. О значении великого писателя и событиях, приуроченных к его юбилею, говорили заместитель министра культуры Алла Манилова, директор Государственного музея истории российской литературы им. Даля Дмитрий Бак, глава «Россвязи» Олег Духовницкий, а также глава «Роспечати», известный библиофил Михаил Сеславинский, который возглавляет Организационный комитет по подготовке празднования юбилея Бунина. Он отметил, что Бунина надо читать в особом лирическом настроении.

После 0выступил куратор выставки Эрнест Орлов. Он рассказал, что выставка готовилась полтора года, а ее художник, лауреат премии «Золотая маска» Филипп Виноградов сделал сразу два проекта. Автором концепции стала Ольга Залиева. Экспонаты предоставили Государственный музей истории российской литературы имени Даля, РГАЛИ, Российская государственная библиотека, Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына, а также Орловский объединенный государственный литературный музей Тургенева.

Экспозиционное пространство представляет собой лабиринт. Декорации состоят из переплетающихся линий, отмечающих жизненные этапы трех героев. Выставка состоит из пяти разделов, названия которых отсылают к произведениям писателей или, как в случае с первым разделом «Белая дача», к месту притяжения трех авторов. Ведь именно в домике Чехова в Ялте они собирались вместе.

На выставке представлены живописные и графические портреты, рукописи, автографы, книги и даже карикатуры, которые современники в обильном количестве мастерили на Куприна и Бунина. С помощью мультимедийных технологий экспонаты отображаются на белой стене, что придает экспозиции масштабность. Тем более что судьбы Куприна и Бунина неотделимы от трагической истории России. Они в полной мере познали ужас «окаянных дней».

Отражен на выставке и эмигрантский период обоих писателей. Они жили на одной лестничной клетке в Париже, а в день, когда Бунину сообщили о присуждении ему Нобелевской премии по литературе, он смотрел в кинотеатре фильм, в котором играла дочь Куприна Ксения, известная как Киса Куприна. Получив премию, Бунин часть денег отдал в специальный комитет, который распределял эти деньги по нуждающимся русским писателям, в том числе деньги получил и Куприн.

Так уж получилось, что Бунин из этой тройки остался «последним из могикан». Так называется заключительный раздел выставки. Ему отведен отдельный зал. В полутьме здесь расположены старинные фотографические аппараты, на которых проходят кадры, связанные с Буниным: его путешествия по Востоку, нобелевские торжества и просто жизнь — насыщенная, яркая, неподражаемая. Тут же можно посидеть на скамейке вместе с Иваном Алексеевичем и ощутить себя его невольным собеседником. А в витринах — издания сборника «Темные аллеи» и письма Бунина в годы Второй мировой войны.

Выставка «Чехов, Бунин, Куприн. Судьбы скрещенья» пройдет не только в Москве, но 27 октября откроется в Ефремовском Доме-музее Бунина в Тульской области, а 21 ноября — в Елецком городском краеведческом музее.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28397 от 23 октября 2020

Заголовок в газете: Три классика в зеркале эпохи