Выставка британских постеров в Пушкинском показала своеобразный юмор

Плакаты эпохи «блестящей изоляции»

Британский юмор – своеобразный, с двойным дном. Первые британские постеры, с которых начался весь рекламный дизайн, почти все такие. За картинкой, например, прекрасного замка, может скрываться сложный смысл, актуальный для эпохи выхода Англии из «блестящей изоляции». Угадать его можно на выставке изящных и карикатурных плакатов Британии вековой давности в Пушкинском музее.

Плакаты эпохи «блестящей изоляции»

В экспозиции выставки «Реклама как искусство. Британский постер конца ХIХ - начала ХХ века» – более 150 плакатов из собрания Пушкинского музея. Этим проектом ГМИИ продолжает показывать свою коллекцию плакатов, а главное – откуда растут ноги у мирового дизайна. Год назад в Галерее искусств стран Европы и Америки ХIХ - ХХ веков демонстрировали французские постеры – работы легендарных Тулуз-Лотрека, Альфонса Мухи, Поля Гаварни etc. Французский плакат отразил темперамент своей страны. Здесь даже упругость велосипедных камер умудрялись показывать через женские формы.

Французский постер – это страсть во всем, будь то любовь, политика или реклама шампуня. Британский плакат – другой. В нем нет и намека на сексуальность. Здесь картинки умиротворенной жизни, будь то вид на старинную графскую усадьбу или милые собачки, греющиеся у радиатора, и они оказываются намного более действенными. Кажется, что эти постеры мимикрируют под живопись или журнальную карикатуру на обыденную жизнь. 

А чем жили британцы на рубеже ХIХ - ХХ веков? Во время выхода из «блистательной изоляции», когда Британия отказалась от блокады длительных международных союзов… Когда от империи постепенно начали откалываться доминионы… Когда в Лондоне появилось метро… Что творилось в головах на закате викторианской эпохи? Повестка дня и темперамент считываются по плакатам. Во-первых, Англия – колониальная империя, и мода на Азию и Африку проступает в кино- и театральных афишах в первом зале. Это карикатурные зарисовки на тему Робинзона Крузо, например. Белый человек показан молодцом, а колонист – ну, понятно… Имперское мышление – в голове, хоть Англия уже теряет пальму первенства на мировой арене. Политическая сатира – особый жанр в британском плакате. Англичане способны обсуждать политику как погоду, и фраза «надвигающийся юго-западный шторм» говорит не только о природных капризах.

Во-вторых, происходит промышленный бум. Рубеж правления королевы Виктории и ее сына Эдуарда VII – это время технологического прорыва. Метро, автомобили, поезда, сеть автобусных маршрутов  становятся частью привычной жизни. 

Но не все англичане легко привыкают к новым веяниям. Они – консерваторы. Поэтому художник Харольд Уильямсон снабжал свои плакаты слоганами, которые продолжались на следующей картинке как сериал. Так люди не только смотрят, но и читают плакаты, привыкают к присутствию метро в своей повседневности. А одним из главных заказчиков рекламы в начале ХХ века были транспортные компании. Так, для рекламы автобусных маршрутов по северо-западным районам Лондона Вера Росс изобразила усадьбу Чизикхаус начала ХVIII века – изысканную виллу в стиле итальянского палаццо лорда Ричарда Бойла Берлингтона. На дорожке можно заметить фигуру женщины с детьми – это сама художница прогуливается с сыновьями в парке. И попасть в эту сказку теперь можно автобусом. Забавно, но реклама транспорта, который во многом оказался губителен для природы, почти вся в стиле эко. Может, это тоже тонкий английский юмор? 

Отдельная глава проекта посвящена военному агитплакату. Грянула Первая мировая война, и солдат вербовали в армию. Тогда и появился известный плакат британского художника Альфреда Лита, изобразившего главу рекрутского комитета лорда Китченера с указующим перстом и испытующим взглядом, который положил начало многочисленным пропагандистским плакатам такого типа. Нам лучше всего знакома его большевистская версия художника Дмитрия Моора «А ты записался добровольцем?», изобразившая красноармейца в буденовке. Американская вариация с дядей Сэмом Джеймса Монтгомери Флэгга («I want уоu tо U.S. army» (1917) – тоже уже классика. Но идея о том, чтобы с плаката к человеку лично, напрямую обращался кто-то с картинки, родилась в Британии. Собственно, как и само слово «постер»: «the poster» – так издавна в Англии называли важные информационные сообщения.

Реклама нефтяной компании

Самым поразительным оказывается один из последних залов, который целиком занимает реклама британской нефтяной компании. Кажется, ты попал на страничку галереи пейзажа, а не производителя бензина и машинного масла. Перед нами чудесные виды в разных стилях – ущелья, замки, мосты, цветы… В голове современного человека нефтяной бизнес и экология с трудом соединяются в один ряд. Другое дело у британцев – здесь все что угодно можно продать под сенью волшебного пейзажа.

Впрочем, и здесь находится место иронии, возможно, ненамеренной, но как знать? На постере - унылый зимний пейзаж: лысые, серые деревья, бурая, поблекшая листва с лоскутками огненно-рыжих ковров уходящей осени… Плакат вроде бы о том, как кстати услуги компании будут холодной зимой. Но сегодня огненные и бурые потоки ассоциируются с горящей нефтью – ее добыча за последний век нанесла природе страшный урон. Может, автор этого постера предвидел будущее? И улыбался краешком рта, рисуя свою тонкую насмешку по-английски?

Как бы то ни было, британский дизайн вековой давности вошел в историю рекламы и разошелся на реплики по всему миру. Современный глаз видит в них умеренность и спокойствие, утонченность и чисто английский стиль. В нем еще нет яркой геометрии и схематичности авангарда, которой отличается более поздний плакат России, Германии, Италии etc. В нем больше картинности – витиеватых шрифтов, печальной романтики прерафаэлитов, изысканности ар-деко. Но есть свои «фишки», которые дали отголоски позже в искусстве дизайна. Иной раз весьма неожиданные.

Один из таких постеров с секретиком завершает экспозицию. На нем изображен Бэтмен. Нет, не тот самый парень в костюме летучей мыши, другой супергерой, фермер Бэтмен. Джон. Джон Бэтмен. Парень с бородой и ружьем – властитель морей. Символ силы британского флота. Гигантский загадочно-синеватый силуэт Бэтмена возвышается над рекой. Джон еще не знает, что через несколько лет превратится в американского супергероя…