В экспозиции выставки «Реклама как искусство. Британский постер конца ХIХ - начала ХХ века» – более 150 плакатов из собрания Пушкинского музея. Этим проектом ГМИИ продолжает показывать свою коллекцию плакатов, а главное – откуда растут ноги у мирового дизайна. Год назад в Галерее искусств стран Европы и Америки ХIХ - ХХ веков демонстрировали французские постеры – работы легендарных Тулуз-Лотрека, Альфонса Мухи, Поля Гаварни etc. Французский плакат отразил темперамент своей страны. Здесь даже упругость велосипедных камер умудрялись показывать через женские формы.
Французский постер – это страсть во всем, будь то любовь, политика или реклама шампуня. Британский плакат – другой. В нем нет и намека на сексуальность. Здесь картинки умиротворенной жизни, будь то вид на старинную графскую усадьбу или милые собачки, греющиеся у радиатора, и они оказываются намного более действенными. Кажется, что эти постеры мимикрируют под живопись или журнальную карикатуру на обыденную жизнь.
А чем жили британцы на рубеже ХIХ - ХХ веков? Во время выхода из «блистательной изоляции», когда Британия отказалась от блокады длительных международных союзов… Когда от империи постепенно начали откалываться доминионы… Когда в Лондоне появилось метро… Что творилось в головах на закате викторианской эпохи? Повестка дня и темперамент считываются по плакатам. Во-первых, Англия – колониальная империя, и мода на Азию и Африку проступает в кино- и театральных афишах в первом зале. Это карикатурные зарисовки на тему Робинзона Крузо, например. Белый человек показан молодцом, а колонист – ну, понятно… Имперское мышление – в голове, хоть Англия уже теряет пальму первенства на мировой арене. Политическая сатира – особый жанр в британском плакате. Англичане способны обсуждать политику как погоду, и фраза «надвигающийся юго-западный шторм» говорит не только о природных капризах.
Во-вторых, происходит промышленный бум. Рубеж правления королевы Виктории и ее сына Эдуарда VII – это время технологического прорыва. Метро, автомобили, поезда, сеть автобусных маршрутов становятся частью привычной жизни.
Но не все англичане легко привыкают к новым веяниям. Они – консерваторы. Поэтому художник Харольд Уильямсон снабжал свои плакаты слоганами, которые продолжались на следующей картинке как сериал. Так люди не только смотрят, но и читают плакаты, привыкают к присутствию метро в своей повседневности. А одним из главных заказчиков рекламы в начале ХХ века были транспортные компании. Так, для рекламы автобусных маршрутов по северо-западным районам Лондона Вера Росс изобразила усадьбу Чизикхаус начала ХVIII века – изысканную виллу в стиле итальянского палаццо лорда Ричарда Бойла Берлингтона. На дорожке можно заметить фигуру женщины с детьми – это сама художница прогуливается с сыновьями в парке. И попасть в эту сказку теперь можно автобусом. Забавно, но реклама транспорта, который во многом оказался губителен для природы, почти вся в стиле эко. Может, это тоже тонкий английский юмор?
Отдельная глава проекта посвящена военному агитплакату. Грянула Первая мировая война, и солдат вербовали в армию. Тогда и появился известный плакат британского художника Альфреда Лита, изобразившего главу рекрутского комитета лорда Китченера с указующим перстом и испытующим взглядом, который положил начало многочисленным пропагандистским плакатам такого типа. Нам лучше всего знакома его большевистская версия художника Дмитрия Моора «А ты записался добровольцем?», изобразившая красноармейца в буденовке. Американская вариация с дядей Сэмом Джеймса Монтгомери Флэгга («I want уоu tо U.S. army» (1917) – тоже уже классика. Но идея о том, чтобы с плаката к человеку лично, напрямую обращался кто-то с картинки, родилась в Британии. Собственно, как и само слово «постер»: «the poster» – так издавна в Англии называли важные информационные сообщения.
Самым поразительным оказывается один из последних залов, который целиком занимает реклама британской нефтяной компании. Кажется, ты попал на страничку галереи пейзажа, а не производителя бензина и машинного масла. Перед нами чудесные виды в разных стилях – ущелья, замки, мосты, цветы… В голове современного человека нефтяной бизнес и экология с трудом соединяются в один ряд. Другое дело у британцев – здесь все что угодно можно продать под сенью волшебного пейзажа.
Впрочем, и здесь находится место иронии, возможно, ненамеренной, но как знать? На постере - унылый зимний пейзаж: лысые, серые деревья, бурая, поблекшая листва с лоскутками огненно-рыжих ковров уходящей осени… Плакат вроде бы о том, как кстати услуги компании будут холодной зимой. Но сегодня огненные и бурые потоки ассоциируются с горящей нефтью – ее добыча за последний век нанесла природе страшный урон. Может, автор этого постера предвидел будущее? И улыбался краешком рта, рисуя свою тонкую насмешку по-английски?
Как бы то ни было, британский дизайн вековой давности вошел в историю рекламы и разошелся на реплики по всему миру. Современный глаз видит в них умеренность и спокойствие, утонченность и чисто английский стиль. В нем еще нет яркой геометрии и схематичности авангарда, которой отличается более поздний плакат России, Германии, Италии etc. В нем больше картинности – витиеватых шрифтов, печальной романтики прерафаэлитов, изысканности ар-деко. Но есть свои «фишки», которые дали отголоски позже в искусстве дизайна. Иной раз весьма неожиданные.
Один из таких постеров с секретиком завершает экспозицию. На нем изображен Бэтмен. Нет, не тот самый парень в костюме летучей мыши, другой супергерой, фермер Бэтмен. Джон. Джон Бэтмен. Парень с бородой и ружьем – властитель морей. Символ силы британского флота. Гигантский загадочно-синеватый силуэт Бэтмена возвышается над рекой. Джон еще не знает, что через несколько лет превратится в американского супергероя…