Валерий Сюткин рассказал об интригах в шоу «Голос»

«В музыкальной карьере деньги и связи — это иллюзия»

Если музыкальная карьера Валерия Сюткина насчитывает уже больше трех десятилетий, то телевизионная — чуть скромнее. Лет двадцать. И все это время артист оставался персоной, чей юмор был тоньше, а манеры — лучше, чем принято в телевизионном мейнстриме. Но если его по-прежнему приглашают в разные проекты в разном качестве, то можно предположить, что для местного ТВ еще не все потеряно.

«В музыкальной карьере деньги и связи — это иллюзия»

С прошлого года Валерий Сюткин — наставник в шоу «Голос», и на этой должности он тоже старается все делать исходя из собственных представлений о прекрасном. В аранжировках, которые создаются для номеров артистов его команды, звучит только оркестр — никаких фонограммных подкладов, и этот характерный «ламповый», в чем-то ретро, звук довольно сильно выделяется.

Правда, в новом сезоне шоу кипят не только музыкальные страсти. Во время слепых прослушиваний с подачи актера Станислава Садальского был запущен скандал на любимую обывательскую тему «блатные рвутся к славе». В роли «блатной» на этот раз оказалась Александра Будникова — дочь телеведущего Романа Будникова. К девушке повернулись трое судей, что, по мнению любителей пошуметь, совершенно несправедливо и является явной протекцией. Свое общение с Валерием Сюткиным «МК» начал с горячей темы.

— Валерий, вы уже второй сезон на «Голосе», но скандал, который случился вокруг одного из конкурсантов, для вас — первый. Как вы сами относитесь к разгоревшимся страстям?

— Я могу только за себя отвечать, и для меня эта ситуация выглядит абсолютно по-идиотски. Никто даже не заикался на тему того, что нужно пропустить в следующий этап какого-то участника. Доверили быть наставником — спасибо! Остальные решения и действия — только за мной, и я оставляю за собой право делать так, как считаю нужным. Когда я слышу исполнителя, то сразу прикидываю, что могу с ним сделать, в какую сторону его повернуть. И у членов жюри — разные подходы. Сережа Шнуров предлагает эпатажные номера и превращает песни ресторанного направления в цыганско-румынский беспредел. Я, наоборот, стараюсь делать изысканные аранжировки, чтобы произведение зазвучало совсем по-другому.

В студии шоу «Голос». Фото: пресс-служба Первого канала

— Правда, для многих обывателей услышать все это гораздо сложнее, чем увидеть повод для скандала. Конкурсы талантов как будто придуманы еще и для того, чтобы провоцировать споры о том, кто кого засудил…

— Это неизбежно, и с этим ничего не поделаешь. Но вообще канал делает шоу, и продюсеры особенно не переживают, кто там выиграет, — главное, чтобы было смотреть интересно. А разговоры о том, что мы берем «бездарей», — это все относительно. У каждого свое мнение. Как говорит Михаил Михайлович Жванецкий: «Спорить о вкусе устриц нужно с теми, кто их ел». Я понимаю, каждому сейчас хочется высказать свое мнение, но обращаю внимание на критику только тех, кто имеет на нее профессиональное право.

Для меня в конкурсантах важны самобытный колорит и бойцовские качества. Потому что если человек не справляется с волнением, то потом бывает стыдновато. У меня как у наставника главная задача — сделать интересный репертуар, чтобы потом эти песни остались с артистами. Дальше все зависит только от них самих. И разговоры о деньгах, родственных связях — это все просто смешно.

— Для большей части начинающих артистов, которые неплохо себя проявили в конкурсе, место в финале или даже победа совсем не означает начало музыкальной карьеры. Как вы думаете, почему так происходит?

— Я своим ребятам обычно так говорю: «Это шоу — для того, чтобы запомнить на всю жизнь, как вы здесь себя проявили. Но по окончании программы вы перестанете интересовать и зрителей, и руководство канала, и даже жюри, хотя мы стараемся потом как-то помогать советами». Конкурс нужно использовать, чтобы научиться справляться с волнением и для понимания того, что нужно искать свой неповторимый репертуар. А деньги и связи — это все иллюзии. Если не выдаешь материал, который интересует людей, то, даже если заполонить экраны и Интернет твоими песнями, интерес к тебе будет держаться ровно столько, пока за это платишь. Но как только прекратишь платить, все это умрет.

Поэтому нужны песни и музыкальный почерк, которые будут вас выделять. Вот, например Антон Беляев, с которым я недавно сотрудничал в проекте «Лаборатория». Не знаю, что он собой представлял до «Голоса», но после он точно определил направление своего движения, гнет эту линию и, как показывает практика, не бедствует, занимаясь при этом любимым делом.

С супругой Виолой на модном показе.

— Как вы сами себя чувствуете в большом кресле члена жюри?

— Вполне гармонично. Предложение поучаствовать в проекте я воспринял с оптимизмом. Это интересно, и новый для меня статус. И, судя по зрительским откликам, я понравился — при том, что больше голосуют за молодых. Но вот позвали на второй сезон, хотя окончательное решение по жюри долго держится в тайне. Я, например, не знал, кто окажется моими оппонентами, до первого съемочного дня.

В новом сезоне я привлек к работе аранжировщика. Так легче. Ты обозначаешь общую концепцию по звучанию песни для того или иного исполнителя, а мой аранжировщик — это музыкант группы «Сюткин Band» Михаил Савин, с которым мы уже четверть века работаем и понимаем друг друга с полуслова, — пишет аранжировку, отдает ее Сергею Жилину, и тот по нотам все красиво воспроизводит со своим оркестром. Когда дергаешься сам, то уходит много времени. Так было в моем первом сезоне, но сейчас я оптимизировал работу. И еще — стал избегать категоричных оценок.

— Телевидение для вас уже давно является чем-то вроде параллельной жизни. Вас же в свое время «сватали» в «Угадай мелодию»…

— Можно сказать, что с меня там все и начиналось. Я встречался с Владом Листьевым и Юрой Николаевым, который тогда плотно занимался этим проектом, и они сказали, что видят ведущим в «Угадай мелодию» только меня. Но проект требовал как минимум еженедельного присутствия в Москве, и когда я положил на стол график гастролей ансамбля «Браво» на три месяца вперед, то стало понятно, что нужно выбирать: новая для меня карьера телеведущего или музыка.

На телевидении я люблю работать дозированно. Это для меня больше хобби, и в таком формате мне здесь нравится. А когда у тебя есть начальник, куратор, жесткий график… Мне больше по душе ненормированный рабочий процесс.

— Тем не менее телепроектов у вас было довольно много. Вы и вели разные программы на разных каналах, и участвовали в больших шоу, даже на льду катались. То есть телерутина вас не очень-то пугает?

— Из всего перечисленного «Голос», пожалуй, лучше всего организованный процесс. Здесь совершенно нет ненужного времяпрепровождения на площадке, что нередко случается на телевидении. Людей ровно столько, сколько нужно, и все они — от ассистентов до режиссера — очень профессиональные. И я здесь на своем месте, то есть смотрю и делюсь эмоциями. Вести программу — это совсем другое. Давить из себя остроты и юмор — очень тяжело.

— Но у вас получалось, особенно в шоу «Субботний вечер»…

— Это актерская программа, где нет никакой отсебятины. Сценарист дает тебе текст, ты его произносишь. И продюсеры не приветствовали никакой импровизации, так что мне нужно было просто приезжать и отрабатывать сценарий. Но у нас сложилась неплохая компания: Стас Дужников, Игорь Верник, Коля Басков. Было весело, и я получал удовольствие, но долго такое вытянуть сложно. Твое чувство юмора оказывается под очень тяжелым прессом другого юмора, и для того, чтобы сохранить свое, я ушел после второго сезона.

— В этом году, несмотря на пандемию, которая почти заморозила музыкальную жизнь, у вас немало новостей и с вашей основной работы: три новые песни, клипы…

— Здесь у меня есть маленький секрет. Дело в том, что рождение ребенка дает совершенно другие «батарейки». Это ответственность — ты понимаешь, что еще одного орленка нужно ставить на крыло, поэтому папа должен трудиться, не время лежать на диване.

Мой старый друг Андрей Мисин, музыкант экстра-класса, приносит мне как исполнителю готовую песню на стихи Михаила Гуцериева: «Валера, спой». И мне гораздо приятнее и легче спеть, чем находить какие-то отговорки по поводу того, что мне здесь не нравится. Я пою, они продвигают готовый продукт, и меня это абсолютно не ломает. Так мы сделали две песни. И вот «Хочу твоего колдовства» занимает первое место в ротации одной из радиостанций. Казалось бы, в 62 года уже должен быть к такому более безразличным, но бодрит. Здесь первое место, там упоминание — и это все часть работы.

Вот ко дню рождения Джона Леннона сделали с Михаилом Менем песню «Московская леди». И она абсолютно битловская по духу. Потому что это мои кумиры. А какие кумиры — такая и музыка получается: были бы они у меня помельче, может, и песни бы летели пониже, не звучали бы по 25 лет… Я всегда моим конкурсантам говорю: «Гений может даже знать о том, кто он такой, но нужно продолжать работать». Пандемия расставила свои ремарки, и с работой сейчас гораздо тяжелее, но не время унывать. Делаем что можем. Пока занят, никакая пандемия тебя не трогает.

С сыном Лео на прогулке.

— Но если вернуться к съемкам, то они во время ограничений выглядят иногда совсем не весело…

— До команды «Мотор!» приходится ходить в маске. А когда начинается съемка, то близко соприкасаюсь только с четырьмя людьми, которые, как и я, сдают тест перед программой. Конечно, никто не застрахован, у нас и члены правительства болеют — что уж говорить о музыкантах, у которых контактов не меньше.

— Сами себя вы иногда с иронией называете «королем ленивого фитнеса». Теперь вам следует отдать и титул короля в организации собственного времени. Музыка, съемки, гастроли, заботы молодого отца, и даже с журналистами успеваете беседовать. Как это у вас получается?

— Как вы успели заметить, я люблю афористику — правда, являясь представителем старой школы, всегда делаю ссылки на первоисточник. Так вот, мудрость — это когда ты знаешь, на что не обращать внимания. У меня еще остается время на то, чтобы просто поваляться на диване и подумать о завтрашнем дне. Но с куда большим удовольствием я трачу время на прогулки с сыном на свежем воздухе. Добрую часть суток он спит, но когда бодрствует — я получаю колоссальное удовольствие от общения с ним. В юности хочется, чтобы дети росли параллельно, а ты бы занимался своими делами, но в моем возрасте уже находишь время на все. Оказывается, можно репетировать с двух до восьми, а потом приезжать домой и вместо походов по вечеринкам, что сейчас вообще неактуально, заниматься ребенком.

Всем критикам насчет того, как можно становиться папой в 62 года, отвечу: это полезно, если папа — человек ответственный. Если же он собирается валяться и ничего не делать, то, наверное, не нужно заводить детей. А для меня сын — еще один стимул быть в порядке. Но ради этого я не стал активнее заниматься спортом — просто уделяю больше времени близким, вот и все.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28407 от 4 ноября 2020

Заголовок в газете: Валерий Сюткин: «В музыкальнои карьере деньги и связи — это иллюзия»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру