Участника поиска группы Дятлова покоробили ляпы нашумевшего сериала

«Туристы чуть ли не каждый вечер пьют спирт»

В соцсетях и на форумах продолжают бурно обсуждать сериал «Перевал Дятлова». Одни говорят об увлекательном сюжете, другие указывают на искажение фактов и осквернении памяти погибших.

Но еще живы те, кто хорошо знал участников похода и принимал участие в их поисках в 1959 году. Один из них — выпускник металлургического факультета Уральского политехнического института, мастер спорта СССР по альпинизму Сергей Согрин.

Мы попросили его оценить сериал.

«Туристы чуть ли не каждый вечер пьют спирт»

— В фильме много наворочено, и он имел бы право на существование, пришелся бы по душе определенной категории людей, если бы его не назвали «Перевал Дятлова», — говорит Сергей Николаевич Согрин. — В анонсах было сказано, что фильм основан на реальных событиях. На мой взгляд, это не так. Правда лишь то, что группа ушла в поход и погибла в горах на Севере Урала. Все остальное вымысел.   

— Вам могут возразить, что это все-таки художественный фильм.

— Кто-то из авторов фильма сказал, что представленные события могут отличаться от истины, потому что тайну гибели группы «дятловцы» унесли вместе с собой. Никто не знает достоверно, что с ними произошло. Это так. Авторы построили картину по своим представлениям, как они это видят. Меня удивляет другое, почему они не проконсультировались с теми, кто хорошо знал ребят, участвовал в их поисках. Нас осталось немного, но мы живы! О характерах ребят, их привычках, этических нормах многое могли бы рассказать и Петр Бартоломей, и Владислав Карелин. И картина была бы более достоверной. У нынешнего поколения совершенно иные моральные принципы и идеалы, другое представление о порядочности, нежели были у нас. И, хотя создатели фильма и говорили, что старались передать атмосферу той эпохи, на мой взгляд, у них это не получилось. 

Бог с ними, с создателями этого фильма. Они росли и воспитывались уже на других идеалах, смотрели иные фильмы, где сплошь ужасы, убийства, насилие, мистика. Что могли — то и создали. Я считаю, что нельзя было использовать подлинные имена героев. А почему это было сделано — понятно. Тема гибели группы Дятлова по-прежнему злободневная. К ней повышенный интерес. Это гарантирует высокие рейтинги, а значит и немалые деньги. И правильно сказала сестра Игоря Дятлова, Татьяна Перминова, что это трагедия уже стала товаром.

— Вы хорошо знали Игоря Дятлова. Вместе занимались в турклубе УПИ. Зимой 1959-го ваша группа отправилась в поход на Приполярный Урал, а группа Дятлова — на Северный Урал. Как вам киношный Игорь Дятлов?

— Я думаю, что многие образы в картине были искажены. Особенно обидно за Игоря Дятлова. Я его хорошо знал, это был сильный духом человек, жесткий и авторитарный руководитель. Все ему беспрекословно подчинялись, видели в нем лидера. Ребята с ним не один год ходили в походы. Игорь не терпел возражений, поэтому сцена в фильме, где он предлагает проголосовать идти дальше или нет, абсолютно не в его стиле. Раз он сказал: «Идем», значит, все молчат и идут. На то он и руководитель. Он был довольно замкнутым человеком, не очень разговорчивым. При этом, очень серьезным, вдумчивым, тщательно продумывал все детали, вникал во все тонкости. В будущем он, несомненно, был бы крупным ученым.

У них в семье было четверо детей, и все они закончили школу с серебряными медалями. Игорь с детства был очень талантливым, собирал радиоприемники. И уже на четвертом курсе ему предложили остаться в аспирантуре, работать на кафедре. Это был честнейший и порядочнейший человек. Он никак не мог копаться в чужих карманах, как показали в фильме. Это недопустимо и оскорбительно. У меня не сложилось впечатление, что передо мной на экране Игорь Дятлов. Мы все знали его совершенно другим.

— Что скажете о Семене Золотареве, который называл себя Сашей?

— Семен Золотарев, как и Зина Колмогорова, должны были отправиться со мной в поход на Приполярный Урал. Но наше путешествие должно было продлиться 25 дней, а группа Игоря Дятлова уходила на 15. В последний момент они передумали, обоим было нужно вернуться в город пораньше, поэтому они пошли с Игорем.

При подготовке к походу мы много общались с Семеном Золотаревым. Он был из туристов, профессионал, работал на турбазе. Ему нужно было сходить в категорийный поход. Мы готовы были помочь ему в его спортивной карьере. По всему чувствовалось, что это человек зрелый, крепко стоящий на ногах. С первых дней он оказался на войне, служил в инженерных войсках, стоя по грудь в ледяной воде, когда наводил переправу через Одер. Воевал до самой Победы, ни разу не был серьезно ранен. Военное прошлое со всей этой мистикой в фильме ему, конечно, придумали. И оружия у ребят в походе с собой не было. Это все выдумки сценариста. Но вот образ Семена Золотарева, который воплотил на экране актер Егор Бероев, мне понравился. Держался солидно, с достоинством. Вот ему я поверил.

Всех остальных ребят показали как-то блекло. Может быть только Юра Кривонищенко немного выделялся. Актер был здорово похож на Юру внешне, — тот же заостренный нос, те же оттопыренные уши. Я с Юрой Кривонищенко учился вместе в школе. Он на самом деле был очень живым, энергичным, деятельным, при этом —  романтиком, писал стихи. 

Кадр из сериала

— Многие зрители были в недоумении: туристы отправлялись в поход на две недели, при этом несут совсем небольшие рюкзаки.

— В фильме много всего неправдоподобного. Мы шли в походы, у нас рюкзаки возвышались над головами, тащили на себе как минимум 30 килограммов, у девочек рюкзаки были чуть поменьше. Весь поход в фильме показан не как серьезное спортивное путешествие, а как сплошной увеселительный пикник. Сценаристы, видимо, не представляют, как в то время зимой ходили в походы. Например, ситуации, когда кто-то мог отстать и потеряться, как это показано в фильме с Людой Дубининой, быть не могло. Мы всегда шли, страхуя друг друга.  

И еще, мы никогда не носили лыжи, прикрепленными к рюкзаку вертикально. Они же при ходьбе обобьют все ноги. Мы размещали лыжи либо горизонтально под клапанами рюкзака, либо просто несли их на плече.

Покоробило еще, когда увидел, что туристы чуть ли не каждый вечер пьют спирт. У ребят в том походе, действительно, была фляжка со спиртом. Когда ее обнаружили поисковики, она была полной. Из нее не было сделано ни глотка. У нас в спортивном туризме не принято было пить. Даже вернувшись из похода, мы не устраивали никаких пьянок, не отмечали спиртным возвращение домой. Это все выдумки, которые порочат ребят. Но такое, видимо, представление о походах у сценаристов. Такое сейчас время. Меня, например, недавно пригласили поехать в лес на отдых. Вроде и люди неплохие, и компания в целом хорошая, но пока они ящик водки не выпили, они не успокоились.  

— Многим было обидно за Юрия Юдина, который в фильме сошел с маршрута не из–за травмы, а потому что «предчувствовал, что они все умрут».   

— Мы с Юрой много раз встречались, переписывались до самой его смерти. Он никогда не был таким подонком и трусом, как его показали в сериале. Вот зачем было так все искажать, тем более, если человек проходит там под своим настоящим именем? Если бы он был таким трусом, слабохарактерным и мнительным, как в фильме, он никогда бы не стал заместителем главы Соликамска. Для Юры гибель ребят стала большой трагедией. Он потерял там многих друзей. Постоянно возвращался и возвращался мысленно в то время. Каждый год 1 февраля приезжал в Екатеринбург, подолгу стоял на кладбище около могилы ребят и все повторял: «Я должен быть с ними вместе, а я вот живу». Может поэтому он и не женился, не завел семью, у него не осталось детей.  

— Как вам любовный треугольник: Игорь Дятлов, Зина Колмогорова, Юрий Дорошенко, представленный в фильме?

— Это вообще безобразие. Между Зиной Колмогоровой и Игорем Дятловым не было никаких отношений. Я их прекрасно знал обоих. В фильме показали, что Дятлов в Дорошенко подрались из–за Зины. Такого в принципе быть не могло.

В фильме девочки просто вешаются на шею парням, все разговоры только о кавалерах. В наше время девчонки были настолько скромными, что, даже, если им кто-то нравился, они не показывали вида. Надо было знать и Зину Колмогорову, и Люду Дубинину, насколько это были самодостаточные, умные, волевые и гордые девушки. Я всем нутром чувствовал показанную на экране фальшь.

— Создатели фильма уверяли, что читали дневники ребят, изучали документальные источники.

— Задача, видимо, была снять мистический сериал. Гору Холатчахль, которая входит в составе хребта Поясовый Камень, они называют «горой мертвецов». На самом деле это название придумали журналисты уже после гибели группы Дятлова. На самом деле в переводе с мансийского языка Холатчахль означает «голое место, где отсутствует растительность». Там лишь — каменные осыпи и лишайники.

Удивило, как в фильме показаны поиски тел погибших ребят. Поисковики там лавинные зонды, щупы, как копье в снег кидают. Стоят не рядом, а разрозненно. Это вызывает улыбку, а то и усмешку. На самом деле люди там становились в шеренгу на расстоянии раздвинутых локтей. Все по команде делали три укола вертикально вниз: слева, впереди себя и справа.  После этого делали шаг вперед, и все повторялось. 

Руководителем поисковых работ на месте трагедии был мастер спорта по туризму Евгений Масленников. Именно он, а не высокопоставленные гражданские и военные чины, разработал стратегию поисков. Мы с Евгением дружили долгие годы. Это был умный, волевой, очень образованный человек. Его именем названа одна из горных вершин на Северном Урале. А в фильме его показали этаким пугливым, затравленным зайцем, который не в состоянии внятно ничего объяснить. Если бы он был таким безвольным слабаком, как в сериале, он никогда бы не стал главным механиком крупного металлургического завода. Не был бы председателем свердловской городской секции туризма, а потом и председателем областной федерации туризма. Да и поисковые работы ему бы никто не доверил.  

— Вас не обескуражила концовка: группа покинула палатку из-за схода «снежной доски»?

— Эту версию одной из первых отработали поисковики в 1959 году. И отвергли ее. Опытные туристы не нашли на склоне следов схода «доски». Почему бы через 60 лет не сказать, что все дело было в техногенной катастрофе, которую государство в то время должно было скрыть. Почему бы не признаться? Наоборот, престиж бы власти и государства поднялся, люди бы оценили, что им, наконец, сказали правду.

Читайте также: "Честно о плюсах и минусах сериала на ТНТ «Перевал Дятлова»"

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28431 от 3 декабря 2020

Заголовок в газете: Перевал Дятлова в кривом зеркале сериала