Премия Андрея Дементьева открывает новые имена

Поэзия выходит из круга себялюбия и самокопания

В Твери объявили победителей и лауреатов Премии имени Андрея Дементьева. Их определяли в двух номинациях: «Молодой поэт» и «За вклад в развитие и популяризацию поэтического творчества». Участники конкурса с Алтайского края, Удмуртии, Башкирии, Санкт-Петербурга, Москвы, Амурской, Ярославской, Воронежской, Орловской, Смоленской и многих других областей. В жюри вошли Юрий Поляков, Сергей Шаргунов, Юрий Кублановский, Екатерина Рождественская, Марина Кудимова, Павел Басинский, Алексей Варламов, Елена Сутормина и руководитель «Дома поэзии Андрея Дементьева», вдова поэта Анна Пугач-Дементьева. В интервью «МК» она рассказала об уникальности премии и новых талантах.

Поэзия выходит из круга себялюбия и самокопания

— В чем особенность Премии имени Андрея Дементьева?

— Сейчас это едва ли не единственная значительная непосредственно поэтическая премия. Есть премия «Лицей», наряду с номинацией «Поэзия» представлена и проза. Так что спасибо губернатору Тверской области Игорю Рудене за то, что он принял решение сделать общероссийскую премию имени Андрея Дементьева и выделил миллион рублей — для поэтов это существенная сумма. Пусть приз станет стартовой площадкой для талантливых людей. В свое время в журнале «Юность» при Андрее Дементьеве зародился конкурс молодых поэтов «Зеленый листок». Победители тогда получали право на первую публикацию. Свое начинание Андрей Дмитриевич продолжил в «Доме поэзии», на базе которого ежегодно подводятся итоги конкурса, издается сборник стихов лауреатов. Поэтому мне очень важно, что в жюри премии — нынешний главный редактор «Юности» Сергей Шаргунов. Мне хочется, чтобы работы «Дома поэзии» и журнала «Юность» в поисках молодых талантов совпали.

— Как бы вы оценили поэтический уровень участников?

— Все, кто прислал стихи на конкурс, — талантливые люди, любящие литературу, влюбленные в поэзию. По условиям премии жюри рассматривало тех авторов, у которых уже была выпущена поэтическая книга, или их рекомендовали творческие союзы, литературные объединения или Союз писателей. Региональные творческие объединения так хорошо провели предварительную работу, что жюри трудно было выбирать среди молодых поэтов, и почти всем хотелось поставить высший балл. Причем если раньше на конкурсе «Зеленый листок» в основном преобладала женская поэзия, то здесь нас порадовало, что было немало сильных ребят. Мы открыли много новых имен.

— Кто из поэтов вас наиболее впечатлил?

— Большое впечатление произвели стихи Варвары Заборцевей из Пинеги Архангельской области. Ей двадцать два года. В ее поэзии присутствуют северный фольклор и напевность. У Варвары пока нет книги, и жюри приняло решение наградить ее специальным призом, помочь в издании книги, в которой она поразит всех свежестью своего видения и поэтическим мастерством. Порадовали и тверские поэты. Юлия Агейкина также получит специальный приз жюри. Конкурс существенно помолодел. Так, жюри обратило пристальное внимание на стихи шестнадцатилетней Арины Грин из Москвы и семнадцатилетней Елены Завизион из Фрязина Московской области. Были отмечены поэты Антон Кобец и Василий Нацентов, подборка стихов в журнале «Юность» Сергея Калашникова.

— Главный приз в номинации «Молодой поэт» получил Александр Лошкарев. Чем его стихи покорили жюри?  

— Александр в последний момент прислал заявку. Мы уже собирались подводить итоги, и вдруг приходит книга «В тумане окраин» (издание — центр провинциальной литературы «Глубинка») этого двадцатисемилетнего учителя истории, которая ошарашила все жюри. Почти все сказали, что это попадание в десятку. Он интересен тем, что не зациклен на себе, как многие молодые поэты, а ощущает мир, ему интересно то, что происходит в стране. Он вышел из круга себялюбия и самокопания. Александр признался, что до шестнадцати лет не печатался и не отваживался показывать кому-либо стихи. Вот одно из его стихотворений.

 Родины пейзаж провинциальный,

где все так же — водка и блатняк.

Вывесок неоновым мерцаньем

вечер кормит зябнущих дворняг.

Полицейской люстре, прикорнувшей,

не понять вовек, по чьей вине

мудрость поколений предыдущих

сведена к трем буквам на стене.

Вросший сердцем в эту безнадегу,

где немногим в целом повезло,

примиряюсь с жизнью без упреков

простодушно, тихо и светло.

— Не менее значимой была и номинация «За вклад в развитие и популяризацию поэтического творчества»...

— Да, на нее даже пришло больше заявок. В ней жюри выделило Геннадия Красникова, поэта, критика, публициста. С конца 1970-х годов он постоянный составитель альманаха «День поэзии» и многих поэтических антологий. Я бы также отметила обозревателя «Учительской газеты» Бориса Кутенкова и авторский коллектив, который собрал и выпустил трехтомную антологию «Уйти. Остаться. Жить», посвященную поэтам, рано ушедшим из жизни. Там есть и крупные поэты, и те, кого мы еще даже не успели узнать.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28463 от 22 января 2021

Заголовок в газете: Поэзия выходит из круга себялюбия и самокопания