Градову к роли радистки Кэт готовила разведчица, дважды рожавшая нелегально

В реальной жизни у Екатерины тоже оказалось двое детей: родной и приемный

Скоро исполнится полвека с начала съемок популярнейшего советского сериала «Семнадцать мгновений весны». Но коварная судьба приготовила к этому юбилею грустные подарки, забрав двоих актеров, участвовавших в фильме. Недавно скончался Василий Лановой - экранный генерал Вольф, а теперь, за считанные недели до круглой даты, не стало Екатерины Градовой, сыгравшей радистку Кэт. Эта роль прославила актрису, однако вызвала среди специалистов развед-дела неоднозначную реакцию.

В реальной жизни у Екатерины тоже оказалось двое детей: родной и приемный

Екатерина Градова не была первой в «очереди» на роль советской разведчицы-радистки Кэт в «Семнадцати мгновениях весны». Как рассказывала в свое время автору этих строк участница съемочной группы художник по костюмам Мариам Быховская, сперва режиссер Татьяна Лиознова хотела видеть в образе «русской пианистки» совсем молоденькую еще тогда Ирину Алферову. Однако по каким-то причинам этот «пасьянс» не сложился. И тогда на роль Кэт пригласили мало кому известную актрису театра Сатиры Екатерину Градову.

Интересный момент: в 1971-м помимо «Семнадцати мгновений…» Градова пробовалась еще на роль в другом фильме «про войну», ставшим знаменитым – «А зори здесь тихие». Актрисе предложили было сыграть Риту Осянину, но после проб она получила отказ. Создателям фильма показалось, что Градова не слишком органично выглядит в роли молодой женщины, воюющей в дремучих лесах против диверсантов и лихо стреляющей по гитлеровцам из автомата.

В результате у Ростоцкого в «Зорях» снялась другая актриса, а Екатерина Георгиевна, оказавшись среди отобранных на роли для сериала по сценарию Юлиана Семенова, стала одной из звезд советского экрана.

По воспоминаниям Мариам Быховской, во время работы над картиной про Штирлица у съемочной группы было много консультантов из «органов». Их удалось заполучить, благодаря большому интересу, проявленному к созданию фильма самим председателем КГБ Юрием Андроповым.

В числе прочих «работников невидимого фронта» появилась и «подсказчица» для экранной радистки Кэт.

О таком консультанте Лиознова попросила во время разговора с одним из заместителей Андропова, генералом Цвигуном, которому было поручено курировать съемки фильма. Исполнительнице роли фрау Кин нужно хорошенько понять специфику поведения женщины-разведчицы в реальных условиях: как она совмещает работу нелегала с повседневной жизнью – ведением домашнего хозяйства, заботой о муже, воспитанием детей…

Генерал все понял и отдал соответствующие распоряжения. Уже вскоре Екатерину Градову познакомили с женщиной довольно неприметного вида, лет 50-ти: «Вот она сможет ответить на ваши вопросы».

Как выяснилось впоследствии, этим консультантом (а, значит, отчасти и прототипом радистки Кэт) оказалась Анна Федоровна Филоненко. Она была мобилизована по комсомольской путевке в органы госбезопасности еще в конце 1930-х. Закончила курс Школы особого назначения, в который помимо всего прочего входило изучение нескольких иностранных языков, работа радиста, владение оружием. После этого девушку направили в Иностранный отдел НКВД.

В 1946 году Анна вышла замуж за своего коллегу Михаила Филоненко. Отныне все задания они выполняли под видом семейной пары. В 1947-м у разведчиков родился сын, которого тоже с самого начала стали готовить к нелегальной работе: мальчика обучали испанскому и чешскому языкам, чтобы он мог соответствовать будущей легенде, по которой родители легализуются за границей. Вскоре такое время настало, - семья Филоненко под видом чехов, бежавших от «кошмара просоветского режима», перебрались сперва в Китай, а оттуда в Бразилию. Там, за границей, не выходя из назначенной ей роли, Анна родила еще и дочку.

Вот на этом моменте в разговоре-консультации с Екатериной Градовой экс-разведчица задержалась. Филоненко объяснила актрисе, что рожать пришлось в китайском Харбине, и конечно даже в столь сложный для женщины момент нужно было полностью соответствовать легенде. Во время родов женщина-нелегал полностью контролировала свое поведение и никаких разоблачающих ее криков «Мамочка!» на русском себе не позволила, все возгласы были только на «родном» чешском. А после родов для подтверждения легенды малышку ее родители даже крестили не в православном, а в католическом (как и подобает чехам) храме. Несколько лет спустя, уже во время работы «под прикрытием» в Южной Америке Анна Филоненко родила еще одного ребенка, — и вновь, не выходя из своей роли политической эмигрантки-чешки.

Все эти эпизоды бывшая разведчица рассказывала Градовой, так и не назвав ни одной фамилии. Даже сама представилась вымышленным именем. Дело в том, что тогда, в 1971-м супруги Филоненко, хотя уже и не являлись действующими сотрудниками спецслужб, однако по-прежнему оставались засекреченными персонами. Имена этих отважных людей и некоторые эпизоды из их работы были обнародованы СВР лишь много лет спустя – в 1998 году, после смерти Анны Федоровны и ее супруга.

Так что Екатерина Градова на протяжении более четверти века не знала, как же в действительности зовут ту советскую разведчицу, которая стала прототипом ее героини.

Справедливости ради надо сказать, что у «русской пианистки» из знаменитого телефильма оказалось немало оппонентов среди профессионалов – ветеранов советских спец-служб. Вот что довелось услышать корреспонденту «МК» от одного из бывших сотрудников «органов», отец которого долгое время проработал в разведывательных структурах.

«Когда начали показывать этот сериал про Штирлица, отец посмотрел только первые несколько серий. И после этого заявил, что авторы нагородили полнейшую чепуху. Особенное раздражение вызвала ситуация с героиней Градовой: не мог профессиональный разведчик допустить, чтобы его радистка забеременела и уж тем более довести дело до родов. Должен был либо заставить прервать беременность, либо организовать уход такого агента и просить центр, чтобы прислали нового радиста… Столь же непрофессионально, волею создателей сериала, ведет себя Кэт и выполняя непосредственно работу радистки-нелегала. Разве настоящая радистка на ее месте допустила бы такую вопиющую оплошность – не протерла после очередного сеанса связи все ручки, кнопки, поверхности рации, чтобы уничтожить следы пальцев – своих и резидента?!.»

Однако эти нюансы привлекают внимание лишь знающих людей. На впечатления, полученные простыми зрителями от сериала, от игры участвующих в нем артистов, они никоим образом не влияют. Так что подавляющее большинство наших сограждан, представителей уже нескольких поколений, продолжают восхищаться «сагой про Штирлица» и любить исполнителей ролей. И в их числе – Екатерину Градову, которая именно благодаря съемкам в «Семнадцати мгновениях…» в одночасье стала знаменитой.

Между прочим, некоторые коллизии ее экранной героини перекочевали в дальнейшем в жизнь самой актрисы. По сценарию фильма, радистка Кэт уезжает из нацистской Германии к «нейтралам» вместе с двумя младенцами – родным ребенком и дочкой убитого спасителя-солдата Гельмута. Так вот в реальности у Екатерины Градовой тоже оказалось двое детей – родной и приемный. От первого мужа, актера Андрея Миронова она родила дочь Марию, а выйдя замуж вторично Екатерина Георгиевна с ее новым супругом усыновили мальчика из детского дома.

Умерла Екатерина Градова: лучшие кадры и роли "Радистки Кэт"

Умерла Екатерина Градова: лучшие кадры и роли "Радистки Кэт"

Смотрите фотогалерею по теме

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28484 от 24 февраля 2021

Заголовок в газете: Что кричит разведчица при родах?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру