Питерский кот Заратустра стал частью мирового живописного наследия

Даже современные авторы просят «отолстокотить» их произведения

Рыжий кот Заратустра из Санкт-Петербурга уже давно стал звездой мировых арт-медиа, ему посвящена книга и научные исследования. А все потому, что его хозяйка - художница Светлана Петрова - вписывает колоритного рыжего кота в шедевры мировой живописи. Причём так, будто он всегда там был. Дали, Мане, Делакруа, Рембрандт, Шишкин, Вермеер – сотни работ обрели новый вид, когда на них появился кот Заратустра.

Даже современные авторы просят «отолстокотить» их произведения
Фото предоставлено Светланой Петровой

тестовый баннер под заглавное изображение

Проект называется FatCatArt, Петрова и Заратустра даже выпустили книгу в издательстве «Пингвин» (именно так, в соавторстве). Весь мир радуется этой истории – возможно, и Эрмитаж когда-нибудь выставит «Данаю» Рембрандта вместе с ремейком Петровой и котом. «МК» пообщался с художницей и выяснил, что Заратустра уже давно стал почти профессиональной моделью.

- Расскажите про Заратустру – кто его так назвал, почему?

- Это кот моей мамы, она умерла в 2008 году и кот достался мне. Я перед смертью мамы обещала о нем заботиться – хотя я бы, конечно, заботились о нем и так. Имя ему придумала я, когда мама взяла его котёнком, которого подобрала с улицы в 2005 году. Я – выпускница философского факультета, мне показалось, что он такой рыжий, похож на солнце, а Зороастр был пророком бога солнца, и все это соединилось с книгой Ницше «Так говорил Заратустра». Вот таким интересным образом кот получил имя Заратустра.

- Говорят, рыжие коты довольно шкодливы. Какой характер у Заратустры?

- Туся (это его «домашнее» имя) оказался очень умным котом, склонным к искусству. У меня тогда жила кошка, уже взрослая и с диким и своевольным характером – её звали Пентесилея, как царицу амазонок. И вот Туся, впервые оказавшись на «ее» территории, сразу упал на спину, показал ей живот, говоря: ты тут главная. Он сразу правильно понял, кто «рулит» домом. И на самом деле он спас меня от депрессии после смерти мамы, потому что мне было плохо, я два года ничего творческого делать не могла. До этого у меня был театр авангардной моды, где был в том числе костюм для кота с крыльями. И вот однажды ко мне пришла подруга и сказала: у тебя такой прекрасный новый кот, сделай с ним художественный проект. А кот был уже толстый, потому что мама его очень любила и раскормила. Она бегала за ним с блюдом печёнки и говорила «Тусечка, поешь пожалуйста» - в итоге он весил двенадцать килограммов, хотя при его размерах нормальный вес – это семь-восемь килограмм.

И я подумала, что будет интересно сделать фотосессию с продуктами в стиле малых голландцев, которых я очень люблю. Этот процесс меня увлек, в итоге Туся оказался на рембрандтовской «Данае». Получившуюся работу я отправила знакомым галеристкам и художницам – и первый раз увидела, как взрослые серьёзные женщины смеются до слез. Меня это воодушевило, и я сделала сайт FatCatArt, который существует до сих пор. 

Фото предоставлено Светланой Петровой

- Вы говорили, что делали для него фотосессию в стиле натюрмортов. Вы искали специальный реквизит?

- Нет, я брала изображения живописи и с помощью фоторедактора добавляла туда Тусю. Это не так просто, как кажется многим – ведь у меня, конечно, быстро появились подражатели, но у них не получались достаточно качественные работы. Чтобы органично вставить кота в старую живопись, надо хорошо знать законы композиции. Зато оказалось, что Заратустра – прирождённый артист, он очень любит позировать. В квартире у меня установлен небольшой подиум, там лежит ковёр. Он на нем занимает какую-нибудь фундаментальную позу в стиле старинных картин и способен её держать, пока я возьму фотоаппарат и сделаю снимок. В общем, он умеет работать. У меня сейчас живёт ещё один кот, и он бежит ко мне сразу, как только я беру в руки фотоаппарат – и весь кадр разрушен.

- Как много времени занимает создание одной работы? Я читала, что в ходе работы над книгой вам пришлось дорисовать полсотни работ – насколько это было сложно?

- Когда я готовила книгу для издательства «Пингвин», мне для неё надо было сто пятьдесят работ, а было на тот момент только сто. И за два месяца срочно пришлось делать ещё пятьдесят работ. Я чуть с ума не сошла, честно. Вообще, я человек дисциплинированный, и когда поняла, что не укладываюсь со сдачей рукописи, то в истерике написала редактору: «мне нужно ещё два дня!». Она очень удивилась и сказала: «да пожалуйста». Все авторы задерживают рукописи, и вовсе не на два дня.

Обычно у меня несколько работ лежат в черновиках, я над ними думаю, этот процесс может занять несколько лет. Но бывает и наоборот, что решение приходит очень быстро. Например, «Менины» (оригинальная работа – испанского художника Диего Веласкеса – прим. А. С.) у меня заняли три года. Ведь люди уже многое видели, чтобы сделать нечто оригинальное, чтобы проект оставался живым каждый раз приходится прыгать через голову. Я почти с самого начала этой истории работаю с «Садом земных наслаждений» Иеронима Босха, и до сих пор окончательное решение не пришло. Зато «Полуночники» Эдварда Хоппера получились очень быстро, практически за день.

- Вам для работы нужны фото живописи в очень высоком качестве. Где вы берете изображения?

- Сейчас это очень просто, многие музеи специально выкладывают работы из своей коллекции в высоком качестве. Это фактически очень качественные сканы, многие серьёзные музеи это поддерживают. Например, амстердамский Рейксмузейм и нью-йоркский музей Метрополитен выкладывает специально свои картины, чтобы люди могли делать все, что угодно. Это если говорить о вещах, которые относятся к общественному достоянию, то есть со дня смерти автора прошло больше семидесяти лет. А что касается работ живущих художников или тех, чьи работы попадают под закон об авторском праве, то поскольку мои картины - это ремейки (создание нового произведения искусства из уже имеющегося), то использование тоже законно. Даже Фонд Дали, который обычно строго отслеживает соблюдение авторских прав, перепостил мою работу. Людям это нравится, а живущие художники иногда сами просят «отолстокотить» их живопись.

Фото предоставлено Светланой Петровой

- Вы встречали осуждение за то, что занимаетесь «кощунством»? 

- О да, конечно. В России принятие таких вещей, как и всего остального, происходит чуть позже – у нас, знаете, надо постоять в очереди лет десять.

- То есть Эрмитаж пока не продает магнитики с «Данаей» и котом?

- Нет, пока нет. Да и цель совсем не в магнитиках, а выставить наши с Заратустрой работы рядом с оригиналом. Для физических выставок я дорабатываю принты текстурными гелями и красками, в том числе теми, которые не передаются на печати: историческим пигментами, такими как лазурит, сусальное золото – там, где они присутствуют в исходном произведении. Таким образом, достигается максимальная схожесть со стилем мастера и происходит прыжок во времени: современный интернет-герой оказывается в сюжете старинной живописи.

Но я хочу, чтобы это случилось при жизни Заратустры, ему уже пятнадцать лет, и он заслужил признание. Я вообще считаю кота своим соавтором, ведь животные - такие же члены нашего общества. Я настояла на том, чтобы авторство книги было указано как совместное - моё и Заратустры.

- И последний вопрос, вы упоминали, что у Заратустры был лишний вес. Как у него сейчас со здоровьем?

- Мне удалось скинуть его вес до восьми килограмм трёхсот грамм. Цель была восемь кило, но это все должно происходить аккуратно, все-таки ему уже много лет. Знаете, что помогло? Я купила большое гжельское блюдо, по которому раскладываю еду. Получается еды не много, но красиво. Так и худеет. 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру