Ему же вручен диплом Гильдии киноведов и кинокритиков с формулировкой «За остроумное продление жизни с помощью кино». Дмитрий снял фильм по собственному сценарию и сыграл главную роль — самого себя. В картине снималась и его жена Катя, ставшая не только актрисой, но и художником фильма. Надо отдать должное жюри во главе с Ларисой Садиловой, которое сделало смелый и неординарный выбор.
«Продление жизни» — вторая картина Дмитрия Фальковича, снявшего до этого фильм «Иванов» о собственном бегстве из Москвы в Киев и фактически сыгравшего самого себя. Фильм несколько лет лежал без движения, пока не попал в 2018 году на фестиваль дебютов «Дух огня» в Ханты-Мансийске, получил там приз «Цветы таежной надежды».
«Продление жизни» и начинается с камерного показа «Иванова», на котором присутствует Дмитрий Фалькович с женой. Потом он продемонстрирует зрителям сибирский приз, в реалистичность которого никто не верит. Даже многоопытные кинематографисты и члены жюри решили, что это розыгрыш: и экзотическая награда, и само существование фильма «Иванов». Слишком смешно, чтобы в это поверить. Особенно, когда видишь на подоконнике лондонской квартиры «Цветы таежной надежды» рядом с наградой «Лучшему инвестору Европы», нелепой статуэткой, где Фалькович предстает в образе святого. Так его отблагодарил русский художник за материальную поддержку в протезировании зубов. Разве не абсурд? Но это чистая правда.
Теперь многие узнают, что такое венчурный инвестор. Это тот, кто берет деньги у тех, кто не знает, что с ними делать, и отдает их тем, кому они нужны. Дмитрий Фалькович – выпускник мехмата МГУ, победитель Всесоюзной олимпиады по физике, работавший аналитиком фирмы, производившей сухарики. Потом он занялся инвестициями в технологические компании в более чем 35 странах. А в один прекрасный день осознал, что когда-нибудь умрет. Расстроился, но бездействовать не стал, занялся проблемой продления жизни, причем в интересах всех желающих. А зрителям предоставил возможность бессмертия средствами кино.
Получилось смешно, хотя кого-то фильм раздражает, и люди в ужасе бегут с показа. Не выдерживают бесконечных разговоров мужа и жены, которые едят, пьют вино, гуляют в саду и все время думают о Москве. Помимо этого Митя пытается увлечь идеей продления жизни потенциального инвестора. Прекрасно же переливать кровь молодых пожилым и стать бессмертным. Но партнер — тертый калач, работал в России, идея бессмертия ему кажется аморальной. Надо вовремя уходить, уступать дорогу молодым.
Потом к Мите приходит живущий в Лондоне друг — ресторатор и режиссер Илья Демичев. Больше десяти лет назад он представлял в Выборге свой фильм со странным названием «Какраки» (пишется в одно слово), где снимался Михаил Ефремов. Видимо, долгое пребывание за границей стимулирует творчество. В Лондоне всем скучно. Выпив хреновухи и грибной настойки, закусив черной икрой, Митя и Илья готовы рвануть в Москву. «Мы живем в музее. Здесь ничего не происходит», — говорит Илья. А быть счастливым – неподъемная задача.
Мите — 46 лет и 7 месяцев. У него прекрасная жена, сын-подросток, которого он пытается пристрастить к чтению, готов даже материально поощрять, лишь бы прочитал мемуары Толстого. Но сын и за деньги не готов к жертве. У Мити есть все, но чего-то не хватает. Наверное, Москвы. С бывшими соотечественниками он отмечает половинчатый день рождения под окнами квартиры, и все это как-то грустно. Поблизости целыми днями скандируют у японского посольства активисты, выступающие в защиту китов. Драйва добавляет желание посадить под окном деревце, но соседи с этим не согласны. В общем, пока наивный московский человек мечтает о жизни в Лондоне, обосновавшиеся там умники предаются российской хандре.
В противовес «Продлению жизни» удачно вписалась в программу картина «Сдохнуть нужно, чтоб вы приехали» Армена Акопяна и Дмитрия Тархова об абсурде российской жизни с участием Алексея Гуськова, Юлии Ауг и звезды мюзиклов Игоря Балалаева, на которого кинематографистам стоит обратить внимание.
К Земле приближается комета. Близок конец света. А провинциальные люди Анна и Андрей ждут возвращения уехавших от них девять лет назад сыновей. Алексей Гуськов рискованно сравнивает этот спорный фильм с «Меланхолией» Ларса фон Триера, где мир тоже на грани исчезновения. Для него «Сдохнуть нужно…» — об эмоциональном состоянии общества: базар-вокзал, бесконечные ток-шоу с выяснением отношений, перебранкой о том, кто и кого заразил нехорошей болезнью. «Я увидел в этом метафору общества. Это страшно, но давайте над этим посмеемся», — призвал он всех нас. Юлию Ауг, сыгравшую жену главного героя, привлекло то, что о серьезных вещах говорят так необычно, что гипертрофированы первичные человеческие инстинкты. «Таких фильмов в России очень мало. Я ничего подобного раньше не делала. Моя роль не в рамках того амплуа, к которому все привыкли. Когда еще представится шанс поработать в таком жанре», — сказала Юлия Ауг.
Жюри отметило спецпризом «Второе солнце» Рината Ташимова «За многообещающий восход». Это дебют актера и выпускника литературной мастерской Николая Коляды, сделанный на студии Алексея Федорченко в Екатеринбурге, причем абсолютно в его стиле. Но о буквальном копировании речи не идет. Невольный последователь Федорченко снимал свой причудливый и самобытный фильм по воспоминаниям детства в сказочной манере о жизни сибирской татарской деревни. В картине снимались уральские актеры, в частности Василиса Маковцева и Константин Итунин из «Коляда-театра». «За талантливое воплощение богатого и противоречивого женского мира» наградили виртуозную актрису Елену Морозову за роль матери в «Первом снеге» Наталии Кончаловской. Удивительно, что жюри обратило внимание на все самое необычное, что случается крайне редко.
Главный приз в анимационном конкурсе получил космический фильм Саши Свирского «Вадим на прогулке», уже участвовавший в Берлинском кинофестивале. Спецприз достался социальной анимации «За забором» Марии Коган-Лернер, героиня которой ведет повествование из клиники, описывая все то, что с ней происходит. И это новое слово в анимации. В документальном конкурсе главной награды удостоены «Спецы» Анны Драницыной, а спецприз получил Сергей Дебижев за «Рок за гранью», одним из героев которого стал Виктор Цой.