Сегодня слово «свобода» чаще фигурирует в названиях арт-проектов, и в этом смысле Премия Зверева не стала исключением. Но дело здесь не в моде, а в скованности, которая существует в государстве и обществе, в запросе на свободу. И искусство остается тем парадоксальным островком, где можно говорить о свободе метафоричным, художественным языком. Так о чем же получился этот островок свободы?
Проект начинается с темы, которая выше человеческих страстей и политических игр, — с природы. Перед нами медиаработа Марины Алексеевой «Двери закрываются». Зритель оказывается между двух видео, на которых движутся вагоны метро, забитые людьми. Из одного, винзаводского подземелья, мы переносимся в другое, где бываем каждый день, чтобы остановиться и задуматься о том, что природа теряет свободу под влиянием человека. В какой-то момент вагоны замедляют движение и вместо толпы в окнах возникают пейзажи, но двери так и не открываются на остановке.
Природный ландшафт становится эпицентром действия и в работе Сергея Прокофьева «Фейерверк на болоте». В темном зале, который ответвляется от основного пространства, в тумане, среди деревьев раздаются взрывы и разлетаются искры. «Интенсивность происходящего настолько высока, что сознание не успевает деконструировать образ этого события… Важно непосредственное проживание опыта, в котором может раскрыться абсолютная реальность», — поясняет автор, оставляя зрителя в задымленном поле интерпретаций. Маяна Насыбуллова тоже обращается к природе, чтобы поговорить о жизни. Над головой нависает облако, из которого торчат белые молнии. Стоя под ним, можно послушать истории из повседневной жизни автора, полные ностальгии и тихой печали. Работа «Раскаты наивности» — об обманчивости памяти, незаметной, но неумолимой трансформации реальности. «Вступительное слово» о природе завершает работа Егора Федоричева «Немое зарево», похожая на своеобразный цветной занавес.
А дальше мы переходим к более насущным темам. Вопросу о равных правах и положении женщин посвящена работа Меле Агант. Истории успеха и сложностей дам, занятых «мужскими» профессиями, рассказаны компьютерным мужским голосом, чтобы подчеркнуть сохраняющуюся патриархальность общества. Тяжести советского наследия посвящена работа Владимира Потапова, который написал серию картин, а потом снял часть красочного слоя. Художник рассказывает, что подсмотрел прием у коммунальных служб, которые каждый год окрашивают заборы и будки: по этим слоям можно вести свое летоисчисление истории, как по кольцам на срезе дерева. Расцарапывая «тело» картин, автор вскрывает все болезненное и родное, что проявляется в новейшей истории, но имеет корни в прошлом. Валерий Гриковский рассуждает об исчезновении материальной культуры в цифровом мире. Его 3D-картина «Гибель богов 4.0», где изображены Маркс и Энгельс, собрана из старых книг, разрезанных на кусочки и прикрепленных гвоздями к плоскости.
Семен Мотолянец обращается к теме протеста, изображая их разными цветами и напоминая о «цветных революциях». Протест — это всегда лозунг, выраженный словом. Художник предлагает свой, иной раз, абсурдные или отвлеченные варианты: например, «Милиционер-оппозиционер» или «Цветоделение». Александр Морозов говорит о волнообразности всех процессов в истории и жизни. Он создал из металла свою «Волну», похожую на гигантское инопланетное насекомое или растение. Скульптура отбрасывает на стену фантастическую тень, даже более выразительную, чем сама работа. Она и есть страх, который мы испытываем при приближении очередной волны, будь то пандемия или политические репрессии.
Есть на выставке и совершенно психоделический зал. Здесь одна из немногих работ, хорошо знакомая арт-публике, — желто-синяя фотосерия Тима Парщикова. Однако для Премии Зверева автор сделал новый вариант. Этот цикл — своеобразный дневник художника о карантинном времени, когда все как мантру повторяли: «Мир никогда не будет прежним». Но время пандемии не родило в нас ничего нового, считает автор: «Только качели переживаний взлетали выше, амплитуда увеличилась». С ним спорит молодая художница Лера Лернер, которая построила рядом розовую кровать, куда можно прилечь и пообщаться со странным существом на потолке — «новообразованием». Девушка, и сама напоминающая инопланетянку (на открытие она пришла в массивных стразах на лице). Лера считает, что человечество ждет «трансвидовой переход». Илья Мартынов предлагает свою утопию — «Флаги». Он описывает ситуацию, когда человечество вымерло (из-за эпидемии или войны) и на Земле остались только животные. Они создали свои страны со своей символикой: так, на флаге Евросоюза вместо звезд появились лягушки, а на флаге США их заменили собаки.
Выставка получилась разнообразной, при этом большая часть работ не связана с политической повесткой дня, хотя многие работы навеяны карантинными переживаниями. Проект о свободе в более широком контексте, охватывающем разные стороны нашего бытия.