Алексей Учитель решился на однодневный фестиваль: «Это здорово, но вынужденно»

Нобелевский лауреат не смог встретить Хэллоуин в Петербурге

29 октября всего на один день открылся 31-й Международный кинофестиваль «Послание к человеку». В его программах представлено документальное, короткометражное и анимационное кино. С недавних пор его пополнило «кино сверхреальности», как назвали игровые полнометражные картины, нарушающие границы дозволенного, переходящие в область документалистики.

Нобелевский лауреат не смог встретить Хэллоуин в Петербурге

Уже на следующий день после церемонии открытия в Санкт-Петербурге объявили локдаун. Что было делать в таких условиях? Отменять фестиваль? Приняли решение: хоть один день, но живем по полной программе. На Новой сцене Александринки состоялась премьера фильма «Послание к Человеку. Между прошлым и будущим» Петра Шепотинника о том, как фестиваль зарождался и каким стал спустя тридцать лет. Из разных стран приехали члены международного жюри, возглавила которое российский режиссер анимационного кино Наталья Дабижа. Оценивал картины молодой режиссер Владимир Мункуев, уроженец Якутска, недавно получивший за свой полнометражный дебют «Нуучча» награды на «Кинотавре» и в Карловых Варах. В судейской компании — странствующий музыкант, режиссер и художник Зигфрид, радостно приветствовавший не только Сергея Бодрова-старшего, для которого писал музыку, но любого человека, с которым только-только познакомился. Это какой-то особый способ жизни человека мира. В жюри также работают режиссеры Срджан Голубович из Сербии и Агнеш Кочиш из Венгрии. В общем, было ощущение полноценной живой жизни, а потом наступил фатальный онлайн.

Конкурсный показ начался с короткометражного игрового фильма «Почти весна» Насти Коркия, которая на фестивале не присутствовала, находилась в Португалии. Ее героиня Тамара работает в школе учителем литературы. Дома ее ждет больной муж, за которым надо ухаживать, вообще все надо везти на себе. Она возвращается из магазина с пакетами еды. Вот и вся жизнь. Другой уже не будет, но надо как-то жить. Повседневное стало лейтмотивом единственного живого дня на фестивале.

Кадр из фильма «В ожидании Хандке». Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

Сербский режиссер Горан Радованович лично представил документальный фильм «В ожидании Хандке» о небольшой деревушке Велика-Хоча, расположенной в Косове, которую прославил писатель Петер Хандке, ставший лауреатом Нобелевской премии в 2019 году. «Премьеры моих картин обычно проходили на фестивале документального кино в Амстердаме (IDFA), и вот впервые мировая премьера состоится в Санкт-Петербурге. Я немного понимаю ваш язык, но плохо говорю по-русски. В России я был 29 лет назад, провел два незабываемых месяца в начале 1990-х. С тех пор снял шесть фильмов. Мне приятно, что мою новую картину покажут в старинном зале, в настоящем кинотеатре».

Кажется, что в деревне Велика-Хоча жизнь остановилась. Сменяются времена года, расцветают и увядают деревья, падает и тает снег. Ничего особенного не происходит. Муэдзин призывает к молитве, и его голос разносится по всей деревне. Местный винодел Срджан Петрович, в магазин которого заходил знаменитый писатель Петер Хандке, повесил там его портрет. Он катит по улице тяжелую бочку, которая словно разрезает пространство картины, и так несколько раз. Молодой солдат сидит на той самой лавке, где когда-то до него сидел лауреат Нобелевской премии. Можно сравнить эти изображения. Аккордеонист и три школьницы под портретом писателя исполняют песню. Кажется, что звучит большой оркестр, слышны голоса многих инструментов, и музыка заполняет все пространство над деревней. Кино у Радовановича документальное, но при этом постановочное, почти художественное. Люди статичны. Они словно застыли по команде, словно для моментального снимка. Местные жители гордятся причастностью к писателю, не подозревая, какую бурю в мире вызвала его книга и ее награждение, вплоть до обвинений в неуважении к жертвам геноцида.

Деревня стала частью истории Нобелевской премии. Кто бы узнал о ее существовании, если бы не Петер Хандке, сценарист фильмов Вима Вендерса, его знаменитого «Небо над Берлином». Он пожертвовал немалые деньги в пользу деревни Велика-Хоча, где живут в основном сербы. Петер Хандке собирался приехать в Петербург, но случилась пандемия, родился внук. Он хотел устроить маскарад по случаю хэллоуина и появится в соответствующем костюме, тем самым сделав сюрприз Горану Радовановичу. Но вышло все иначе. Радованович рассказал, что размышлял в своем фильме об архетипах и идентичности своего народа: «Я работаю не глазами, а сердцем. Снимаю то, что вижу. Наблюдаю за реальностью, начинаю с небольших вещей и сценок, из них уже выстраивается последующая цепочка». 

Софи Марсо и Андре Дюссолье в фильме «Все прошло хорошо». Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

В тот же бесконечный день режиссер и продюсер Алексей Учитель представил официальный фильм открытия «Все прошло хорошо» Франсуа Озона: «Неизвестно, когда мы еще попадем в кинозалы. С утра начались у нас просмотры. Раньше в день открытия мы показывали только один фильм, а теперь устроили киноманский день. Это здорово, но вынужденно. Фестиваль за несколько дней до открытия поставили в экстремальную ситуацию. В следующем году, я думаю, весь этот ужас закончится». Хотелось бы верить, но накануне 30-го фестиваля уже звучали подобные слова. Франсуа Озон обратился к зрителям с видеообращением, приехать он тоже не смог. Его картина участвовала в основном конкурсе Каннского кинофестиваля и рассказывает о жизни двух сестер и их тяжелобольного отца, решившего досрочно покинуть этот мир. Сил переносить физические и моральные страдания нет, но в Париже невозможно прибегнуть к эвтаназии. Для этого нужно ехать в Швейцарию. Эта тонкая и нежная картина основана на автобиографическом романе Эмманюэль Бернейм. Несмотря на печальные события, она сделана с юмором, который не избавляет от размышлений о величии жизни и смерти. Старика физиологически точно сыграл великолепный Андре Дюссолье, а его дочерей — Софи Марсо и Жеральдин Пайя. Марсо у Озона непривычная. Он открыл в ней какие-то новые возможности, извлек максимум из особенностей возраста. В женщинах Озон умеет увидеть что-то скрытое. Ханна Шигулла, которая воспринималась в последние годы как демоническая особа, просто старуха, вдруг превратилась в фею, несущую избавление от боли.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру