Раскрыта загадка конкурента Фаберже: кто такой Федор Лорие

Исследователи пролили свет на судьбу русских ювелиров

История ювелирного дела в России рубежа ХIХ–ХХ веков окутана множеством легенд — многие из них только предстоит открыть. Одна из них, связанная с ювелирным брендом русского немца Федора Лорие и его партнера, мастера-самоучки Егора Черятова, теперь явлена публике после долгого забвения.

Фирма «Ф.А.ЛОРIЕ» долгое время работала бок о бок с легендарным Карлом Фаберже, пока тот не выкупил компанию. Однако вплоть до революции бренд Лорие продолжал носить имя основателя и сохранил свои стилевые особенности — дух модерна. А после — все кануло в Лету. Сегодня мастеров Лорие называют «загадочным явлением в истории русского ювелирного дела», и выставка, посвященная им, восстанавливает события прошлого.

Исследователи пролили свет на судьбу русских ювелиров

Исследование, посвященное истории бренда Лорие, стало первой ласточкой долгоиграющего проекта «Возвращение забытых имен русских мастеров» музея «Собрание». На выставке удалось собрать более 60 изделий, а в книге, вышедшей в свет к старту проекта, — исторические документы, включая материалы следственного дела ювелира Егора Черякова, который в 1937 году был осужден на 10 лет лагерей. Вкупе эти изысканные предметы и сведения о судьбах их создателей превращаются в захватывающий детектив с множеством знаменателей. Впрочем, давайте, обо всем по порядку.

— С точки зрения ювелирного качества мастера Лорие не уступают Фаберже, а их изделия в стиле модерн можно назвать более искусными и интересными, — рассказывает искусствовед Илья Малахов на первом этаже музея, где представлена витрина с ювелирными изысками. Здесь можно найти один из ярких примеров мастерства — вазу из замутненного бельгийского стекла с сиреневыми цикламенами. В XVIII веке использовался ограниченный круг растений — лавр, дуб, подсолнух, лилия, а на рубеже ХIХ–ХХ веков ювелиры-модернисты начинают изображать цветы, прежде считавшиеся некрасивыми, — фиалки, ирисы, цикламены. На нижнем этаже музее, где выставлена основная часть экспозиции, — еще больше примеров: вазы, портсигары, сервизы. Непревзойденными мастера Лорие считались в изготовлении серебряных изделий. И у каждого из них — своя история.

Федор Лорие

История создания ювелирного дела Федора Лорие созвучна истории Фаберже. Основатель компании Антон-Ахилл Лорие родился во Франкфурте-на-Майне. Любопытно, что его отец Самуил принадлежал к еврейской общине, из которой происходила и знаменитая династия Ротшильдов. Азами ювелирного дела Антон овладел в родном городе, а после его отъезда из Франкфурта-на-Майне туда приедет молодой Карл Фаберже, чтобы обучаться мастерству у местного ювелира Фридмана. Это первое пересечение судеб ювелирных гениев неслучайно — в середине ХIХ столетия немецкий город был «бриллиантовой меккой».

Антон Лорие, очевидно, поехал в далекую Москву помогать дяде — ювелиру Иосифу Фридриху Фульду, у которого здесь была своя мастерская. Его связывала тесная дружба с семьей другого известного ювелира Христиана Генриха Цинка. На одной из его дочерей Марии женился Антон, и в 1858 году у них родился первенец, которого нарекли Федором. Антон набирался опыта у дяди и тестя, а в 1872 году основал свое ювелирного дело, как раз, когда Карл Фаберже начал самостоятельно управлять фирмой своего отца.

К тому моменту слава изделий Фаберже уже гремела. Однако и Лорие были, как говорится, в тренде, хоть и не входили в число поставщиков императорского двора. Спустя пару лет случается еще одно пересечение судеб двух ювелиров: в 1891-м Лорие открывает свой магазин на московской «бриллиантовой» улице — Кузнецком Мосту, а в 1895-м в том же доме появляется представительство Фаберже. Дом этот требовал ремонта, и оба ювелира-конкурента в 1903 году совместно написали прошение о ремонте. Их магазины находились буквально через стенку.

Изделия мастеров на фоне исторического фото магазина на Кузнецком мосту

Конечно, дело Лорие было не столь масштабным, как Фаберже. Хотя его мастера тоже исполняли изделия для царского двора — так, в 1896-м они создали 50 знаков отличия к коронации Николая II. Стиль Лорие был особенным и отличным от Фаберже. Ювелир и его партнер, искусный мастер Егор Черятов сделали ставку на серебряные изделия в стиле модерн и они преуспели. Ювелиры Фаберже отдавали предпочтение классике. Слияние произошло в 1912 году: как раз, когда шла горячка вокруг 300-летия Дома Романовых и ювелиры получали большие заказы. Спустя два года Фаберже возвел здание фабрики в стиле модерн в Звонарском переулке, которое стоит там по сей день под именем прошлого владельца Лорие. До революции там трудились около 60 мастеров.

Что стало с Федором после поглощения его компании — неизвестно, также неясно, что побудило расстаться его с семейным делом. Но больше ювелирным бизнесом он не занимался. Зато кое-что известно о судьбе его партнера и лучшего мастера фирмы — Егора Черятова. Его история напоминает легенду о Левше, подковавшем блоху. Черятов был сыном крестьянина, мастером-самоучкой, окончил только сельскую школу.

После того как Федор отошел от дел и была построена фабрика Лорие, Егор возглавил серебряный отдел. А после революции открыл свою маленькую мастерскую, но долго не смог заниматься любимым делом. Как и сыну Карла Фаберже Агафону, Черятову пришлось работать в Гохране (Государственном хранилище ценностей), и тоже с переменным успехом. Впервые Егор был арестован в 1930-м, у него изъяли все ценности (то есть материалы, с которыми он работал). Потом отпустили, но спустя пару лет снова арестовали. В 1937-м осудили на 10 лет лагерей, но через шесть лет вышел на свободу. Скончался в 1947 году. Сведения о семье Черятова разнятся: по одним показаниям у него было четверо детей, однако внук утверждает, что девять. Одна из дочерей — Зоя — стала знаменитой теннисисткой и считалась в Москве одной из сильнейших в парном разряде в 1940-е годы. И сих пор остается много неясного в судьбе одной из лучших мастерских рубежа ХIХ–ХХ веков.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру