Спецкоридоры для шедевров: как будут забирать российские выставки из-за границы

В Париже застряли импрессионисты из Пушкинского музея, в Лондоне - Фаберже

На фоне нарастающих санкций в отношении России со стороны Запада остро встает вопрос о судьбе отечественных арт-проектов, которые уже показываются за рубежом. В Париже идет выставка коллекции Морозовых из Пушкинского музея, в Лондоне — шедевров Фаберже из Музеев Кремля, в Сеуле завершилась выставка русских икон, а в итальянском Ровиго только что открылась выставка Василия Кандинского, организованная Русским музеем. Не менее волнителен вопрос о судьбе иностранных проектов на территории РФ — немцы уже потребовали забрать досрочно выставку «Многообразие. Единство» из Третьяковки. Станет ли искусство рычагом давление на Россию и возможен ли арест наших коллекций за рубежом, разбирался «МК».

В Париже застряли импрессионисты из Пушкинского музея, в Лондоне - Фаберже
Картина Алексея Кившенко. «Штурм укрепленных высот Горгохона» из коллекции Русского музея на выставке «Война и мир» в Малаге.

Первой ласточкой прессинга на Россию через культуру стали призывы во французских соцсетях арестовать или конфисковать выставку Пушкинского музея в парижском фонде Louis Vuitton. Коллекцию Морозовых там представили в сентябре прошлого года, проект планировали завершить 22 февраля, но он пользовался такой популярностью, что выставку было решено продлить до апреля. При этом был подписан дополнительный документ о защите произведений. Отнять у России шедевры не смогут — арест и конфискация противоречат действующим во Франции законам, к тому же в любом договоре о международной выставке есть специальный пункт о форс-мажорных обстоятельствах. Подобные законы есть в Британии, где сейчас (до 8 мая) в Музее Виктории и Альберта работает выставка «Фаберже в Лондоне. От романа до революции». Там в том числе представлены экспонаты из Музеев Московского Кремля. Соответствующий охранный договор тоже имеется. Вопрос в другом — как потом российские шедевры, которые входят в состав музейного государственного фонда РФ, вывозить назад. Границы-то перекрыты. А музейные экспонаты в чемодане не вывезешь — их перемещают на специальном транспорте с ремнями безопасности, антиударными мягкими стенками и пр. И это не единственный вопрос, возникающий на фоне украинского конфликта и возрастающей агрессии в отношении русских: возможны ли акты вандализма на отечественных выставках за рубежом?

Директор Музея русской иконы Николай Задорожный рассказал «МК», что с их выставкой в Сеуле, которая завершилась уже после начала спецоперации на Украине, проблем не возникло. Проект «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала ХХ века из собрания Игоря Сысолятина» закрылся 27 февраля. «Наш главный хранитель приняла коллекцию в Сеуле. Власти Южной Кореи поблагодарили нас за проект, он вызвал большой интерес. 9 марта наши иконы должны быть в России», — говорит Николай «МК». Но то Сеул. Южная Корея пусть и высказала осуждение российских действий на Украине, но никаких санкций против России не вводила. «Наши будущие проекты за границей под вопросом. Чехия предложила нам показать русские иконы на выставке в пражском старинном монастыре, на днях я должен был встречаться с руководителем немецкой страховой компании, но он не смог прилететь в Москву. Все отменилось», — говорит Задорожный.

С Европой все сложнее. Йозеф Киблицкий, руководитель издательских проектов Русского музея, уже 40 лет живет там.

— 25 февраля мы открыли большую выставку Василия Кандинского в Палаццо Раверелла, это в городе Ровиго, что в часе езды от Венеции, — рассказывает искусствовед. — Этот итальянский дворец уже второй раз принимает большую выставку из России — первая была посвящена Марку Шагалу. На нынешней выставке есть работы из частных и музейных коллекций Европы, из Русского музея, Третьяковской галереи и Пушкинского музея. На открытии присутствовала директор ГТГ Зельфира Трегулова, потом чудом успела улететь. Была большая пресс-конференция, и ни один журналист не задал вопрос на политическую тему. Кандинский — человек мира, он жил и работал в разных странах, говорил на разных языках и вызывает большой интерес у публики. На открытии — а для широкого зрителя оно состоялось 26 февраля — были зрители из Падуи, Венеции и других городов. Все прошло хорошо. Но в сложившейся политической ситуации мы все зависим от обстоятельств. Я лично считаю, что искусство и спорт должны быть поверх барьеров.

— Могут ли задержать русские выставки за границей?

— Уверен, что нет. Общественность может высказываться эмоционально, но есть юридические законы и правила. Франция и Англия подписали государственную гарантию о возврате, и, несмотря ни на что, работы должны вернуться. В любом межмузейном договоре есть пункт о защите, Министерство культуры РФ сейчас за этим пристально следит. Думаю, в будущем пункты о возможных форс-мажорах еще усилят, когда все разрешится. Надеюсь, это случится как можно скорее.

— Как быть сейчас, когда границы для нас перекрыты?

— На выставку Кандинского в Италию работы приехали транспортной фирмой, которая возит произведения искусства по всей Европе, это немецкая компания, привезли наземным путем. Они же должны увозить. Если конфликт затянется, западные страны должны дать исключительное разрешение на логистику произведений искусства. Организовать какие-то специальные коридоры для транспортировки. Договоры надо соблюдать.

— Чувствуете ли вы давление в Европе из-за своего происхождения?

— Лично я — нет. Сейчас я нахожусь под Бонном, в Германии. Я читал в немецких газетах, что на русских детей в школах начинают нападать из-за их происхождения, но это единичные случаи. Меня многие спрашивают о том, что происходит, пытаются с умом разобраться в ситуации и взвесить все с разных сторон.

— Как дела в филиале Русского музея в испанской Малаге?

— У испанцев есть вопросы. У нас там сейчас работает четыре выставки, в том числе проект под названием «Война и мир», где представлены картины русских художников за четыре века. Батальная живопись. Ощущение художниками войны. Теперь он иначе воспринимается. Но сейчас важно приподняться над политикой, искусство должно быть выше. Пусть политикой занимаются дипломаты.

Тем временем Третьяковская галерея получила письмо от председателя Фонда искусства и культуры (Бонн, Германия) Вальтера Смерлинга с требованием о досрочном закрытии выставки «Многообразие. Единство. Современное искусство Европы. Берлин. Москва. Париж», которая проходит на Крымском Валу. Проект так и так подходит к завершению — он должен был закрыться 8 марта. Фонд, который представляет Вальтер Смерлинг, является соорганизатором выставки. По факту на сроках проведения немецкая «нота» мало отразится, здесь было важно заявить свою позицию. Третьяковка выразила готовность закрыть проект досрочно, однако встает вопрос — как работы везти назад в Европу, когда дороги закрыты. «Это должна решать не Третьяковская галерея, а Вальтер Смерлинг вместе с министерствами культуры России и Германии», — считает Йозеф Киблицкий. Впрочем, Министерство культуры РФ пока взяло паузу для размышлений — думают, как решить задачу.

Сюжет:

Новости СВО

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28737 от 4 марта 2022

Заголовок в газете: Спецкоридоры для российских шедевров

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру