Пореченков сыграл афериста в женском кино: остался объектом желаний

Популярные актрисы уходят в режиссуру и останавливаться не собираются

В Пскове на Международном кинофестивале «Западные ворота» состоялись премьеры так называемого женского кино, снятого актрисами. Но актерские награды достались исключительно мужчинам из Киргизии и Татарстана.  

Популярные актрисы уходят в режиссуру и останавливаться не собираются
Светлана Тома и Татьяна Колганова.

Начался фестиваль с показа специальной и еще не окончательной версии фильма «Плакать нельзя» Натальи Назаровой, снимавшегося в Псковской области. Главная героиня Татьяна Ольсен, которую скупо и без надрыва сыграла прекрасная актриса Светлана Чуйкина, переехала из родного Пскова в Скандинавию, встретив практически образцово-показательного мужчину, правда, с опасной профессией. Он шведский журналист, работает в «горячих точках», где и погибает. Татьяна остается одна с сыном-подростком. Ему нравоучения матери изрядно надоели, и он уходит из дома, заявляет, что мать его ударила. Этого достаточно, чтобы отобрать ребенка, и эту чудовищную машину не остановить. Закон не на стороне матери, но и не на стороне ребенка, хотя формально в его интересах. В 2014 году Слава Росс уже снял фильм «Сын» о ювенальной юстиции, действие которого происходило в Финляндии, где по анонимному доносу соцслужбы забрали сына у русской матери. Режиссера тогда обвинили во всех смертных грехах, его картину кто-то назвал подлой. Вероятно, Наталья Назарова фильма коллеги не видела. «Сын» и «Плакать нельзя» основаны на реальных фактах, но происходившее в жизни на экране иногда выглядит неправдоподобно, как страшилка, поскольку кино живет по своим законам.   

Швецию снимали в Калининграде. В свете мировой конфронтации кинозаграница выглядит воплощением вселенского зла. Наверняка Наталья Назарова к этому не стремилась, но контекст наложил свой отпечаток. Тема детства не оставляет Наталью. В ГИТИСе она поставила со студентами нежный и тонкий спектакль по «Детству» Льва Толстого. Наталья и сама актриса, училась в ГИТИСе, а потом начала снимать кино. Пока ее вершиной стал «Простой карандаш», который у нас по достоинству так и не оценили.  

Главный приз фестиваля, а это награда зрителей, достался «Синдрому отложенного счастья» дебютантки в кинорежиссуре Татьяны Колгановой. Она, популярная актриса театра и кино, неожиданно сняла один фильм и уже приступает ко второму. Новый опыт изменил все. Уже ясно, что на достигнутом Татьяна не остановится. Режиссерский вирус проник глубоко. У Татьяны есть режиссерское, но и театральное образование. Она работает в «Небольшом драматическом театре» Льва Эренбурга в Петербурге, откуда в основном и пригласила в свой фильм актеров. Ее сорокалетняя героиня с золотыми коронками и провинциальным говором в исполнении колоритной Ирины Пеговой зарабатывает на жизнь в Петербурге, работая сиделкой. Своими манерами она раздражает свою утонченную подопечную (великолепная работа Эры Зиганшиной). Жизнь в большом городе непростая для провинциалки. А тут еще дочь исчезает из поля зрения, а потом выясняется, что родителям своего жениха она представилась как сирота. Но это не печальное зрелище, а вполне веселая история с поиском женихов.

Для зрительниц зрелого возраста, как выяснилось, олицетворением мужской красоты и силы остается Михаил Пореченков. Он появится в роли афериста, соблазняющего и обирающего доверчивых женщин. И каждая зрительница ставит себя на их место. И какое значение все это имеет: как был Пореченков объектом желаний, так и остался. Вспомнилась история, которую рассказала приехавшая на фестиваль звезда советского кино Светлана Тома. В юности она отправилась из провинции в Кишинев поступать на юрфак. На автобусной остановке ее заметил кинорежиссер Эмиль Лотяну и пригласил сниматься в кино. А ведь родственники перед отъездом предупреждали: «Ой, смотри, Светуня, в городе много жуликов». В фильме Татьяны Колгановой получилось как в старой блатной песне: «Мама, я жулика люблю». Наивная провинциалка Пеговой увлеклась аферистом Пореченкова. А вот Эмилю Лотяну пришлось пойти к тетушкам будущей актрисы, у которых она остановилась, чтобы получить разрешение на ее участие в съемках. Киностудию тетушки считали клоакой. Однако через неделю Светлану утвердили на роль в «Красных полянах». А потом уже были «Живой труп», «Табор уходит в небо», «Мой ласковый и нежный зверь», множество ролей, четыре цыганки, грузинка, француженка, азербайджанка, молдаванка... За всю эту вереницу ролей актрисе вручили на «Золотых воротах» награду за выдающуюся кинокарьеру. Татьяна Колганова, родившаяся в Молдавии, впервые встретилась со Светланой и призналась, что стала актрисой, вдохновившись ее примером.

Награды за лучшие роли актрисы на фестивале не получили. Они достались мужчинам: Марату Алышпаеву, сыгравшему знаменитого писателя, добровольно отправившегося в дом престарелых, в киргизской «Дороге в Эдем» Бакыта Мукула и Дастана Жапара уулу, и Инсафу Фахрутдинову из татарского театра в Набережных Челнах, который поздно пришел в кино и сыграл отправленного на пенсию врача-травматолога, прооперировавшего неоперабельного родственника в картине «Живы ли вы?» Ильдара Ягафарова. В этом фильме, отмеченном наградой жюри, россыпь отличных татарских артистов, почти неизвестных за пределами республики. Многие из них поздно пришли в кино.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28824 от 14 июля 2022

Заголовок в газете: Женщины голосуют за Пореченкова

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру