Петр Мамонов гипнотизирует даже после смерти

Новый альбом легенды рока и другие премьеры лета

Лето начинает заканчиваться, а хитов для разнузданного музыкального веселья все еще маловато. Говорить о том, что местный хит-конвейер остановился, конечно, неправильно. Новая музыка есть, ее не так уж мало, но далеко не все летние релизы звучат весело и беззаботно.

Новый альбом легенды рока и другие премьеры лета

Активным музпотребителям пока еще сложно привыкнуть к ситуации, в которой все новье уже не оказывается в телефоне само по себе. Теперь музыку, особенно из санкционной части импорта и собственной «запрещенки», приходиться искать порой днем с огнем, отчего еще больше разочаровывают новинки, поисков явно не стоящие.

На фоне продукции для массового потребления особенно выделяются артисты, которые способны интриговать даже после ухода из жизни. Недавно на платформах появился посмертный альбом Петра Мамонова и «Звуков Му» под названием «Незнайка».

У релиза довольно долгая история. Музыкальный моноспектакль Мамонова «Незнайка» по мотивам сказки Николая Носова можно было увидеть еще несколько лет назад. Как альбом, работа над которым в целом была завершена в 2020 году, он вышел этой зимой в виде двойного винила, что изначально ориентировало релиз на довольно узкую аудиторию. И вот в разгар летней жары восемнадцать треков доступны и для тех, у кого пока не появился виниловый проигрыватель.

Создатели альбома обозначены как Петр Мамонов и «Совершенно Новые «Звуки Му». Большой интриги здесь нет. Название группы давно принадлежало лично Мамонову, и на всех его записях было упоминание о «звуках». Даже в своей «совершенно новой» реинкарнации «Звуки Му» не перестали оставаться русской народной галлюцинацией, как их называли еще в конце восьмидесятых. На «Незнайке» Мамонов максимально полно показал свой давний интерес и даже симпатию к психоделике, эмбиенту и эйсид-джазу.

Мамонов здесь не поет, а начитывает текст Носова или максимально близкий к нему, а также свои собственные стихи на музыку.

С последней случилась довольно забавная ситуация. По сути, она сделана из чужих сэмплов, а среди артистов, чьи музыкальные фрагменты стали частью общего звука, обозначены Bonobo, Wagon Christ, DJ Vadim. Все они выпускаются на британском электронном лейбле Ninja Tune и тоже известны как музыканты, которые собирают свое из фрагментов чужого.

Впрочем, голос Мамонова словно поглощает в себя музыку, превращая все треки в очень русское по духу и безрадостное по настроению полотно о маленьком человеке в декорациях агрессивного мира. В России это было актуально всегда и сейчас тоже пугающе соответствует моменту.

Умение пугать не утратили и Shortparis. Этим летом они удивительным образом объединили мрачное прошлое и жутковатое настоящее. Их мини-альбом «Зов Озера» стал саундтреком к спектаклю «Гоголь-центра» «Берегите ваши лица». Оригинальную постановку с таким же названием представили в Театре на Таганке в 1970 году, но она была закрыта после трех показов. Горькая ирония заключается в том, что спустя несколько недель после премьеры обновленного спектакля закрыт и «Гоголь-центр».

Но EP Shortparis пока доступен. На нем пять песен на стихи Андрея Вознесенского и кавер «Охоты на Волков» Высоцкого. Сам Высоцкий участвовал в премьерных показах в 1970-м и с разрешения Вознесенского, на поэзии которого был построен спектакль, исполнял в постановке одну свою песню. Спустя годы лидер Shortparis Николай Комягин выходил на сцену, бил по клавишам кулаком и пел «Охоту на Волков». Можно сказать, история замкнулась.

В отрыве от постановки эти песни не теряют в своей мощи. Shortparis верны себе в намерении звучать так, будто они хотят беспощадно расправиться с инструментами. И такой неплохо срежиссированный звуковой хаос отлично подошел поэзии Вознесенского. Комягин и Ко в песнях будто сделали стихи советского классика своими, что, конечно, является одной из примет отличной работы.

Неплохо постарался и Антоха МС, когда записывал мини-альбом «Летний». Легкомысленный фанк с отсылами то к Jamiroquai, то к Михею звучит по-сезонному свежо, за что Антоха МС уже получил по темечку от разных критиков, уверенных в абсолютной неуместности здесь и сейчас песен с рефренами «Жара, погнали купаться».

Впрочем, тех, кто ходит этим летом на живые концерты Антохи, сердитые отзывы, кажется, не очень-то волнуют. Танцы и коктейли по-прежнему пользуются спросом, и музыкант сделал для такого досуга весьма живенький саундтрек. Возможно, не настолько живенький, чтобы назвать его массовой музыкой. Представить себе, как под песни Антохи бесчинствуют отпускники на дискотеках в Сочи и Анталье, довольно трудно. В отличие от движухи в модных столичных арт-пространствах под открытым небом.

Но как же быть тем, кому прямо сейчас нужен all-inclusive-поп? Не исключено, что им спешит на помощь Анна Седокова с томным латино-номером «Прощай, Амиго». Рядом с ней Авраам Руссо, который в своем новом треке «Ты Простила» изменил балладам и обратил внимание на вполне танцевальный ритм и, что по меркам артиста просто лютый модерн, обработку голоса в духе Cher. И, наконец, Ирина Нельсон и группа Reflex. Время от времени, на радость преданным поклонникам, они возвращаются к приемам, которые в свое время сделали группу настоящей диско-бомбой. «Там, Где Живет Любовь» — это Reflex в чистом виде. Наверняка подойдет тем, кто считает танцы лучшей психотерапией.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28833 от 27 июля 2022

Заголовок в газете: Летний грув на фоне психоделики

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру