В сериалах показали будущее России: оно довольно мрачное

Старый новый мир

Поклонники российских сериалов уже привыкли к проектам о ментах и преступниках, мистике и историческим реконструкциям. Скорее всего, такие никуда и не денутся, но в этом сезоне к ним неожиданно добавились антиутопии.

Старый новый мир
Владимир Епифанцев в сериале «Два холма». Кадр из сериала

Роботы из сериала «Лучше, чем люди» выглядели довольно экстравагантно, но, наверное, слишком экзотично по меркам телеиндустрии четырехлетней давности. С годами пандемии прямо-таки идеально совпали «Эпидемия» и «Выжившие», в которых взгляд на возможное будущее был как будто вдохновлен выпусками новостей. После февраля желание попасть из невеселого настоящего хоть в какое-нибудь будущее у многих проявилось довольно ярко, в связи с чем утопии и антиутопии получили шанс стать актуальным жанром.

Примерно так все и складывается. Наверное, называть сценаристов провидцами пока рановато, но именно сейчас можно наблюдать за миром, где ограничено присутствие мужчин («Два холма»), и вероломным вторжением в жизнь искусственного интеллекта («Люся»). А в одном из грядущих проектов герои Алексея Серебрякова, Егора Бероева и Константина Крюкова занимаются биоинженерией после того, как на Земле произошла катастрофа.

Нужно признать, что российское будущее по «Двум холмам» и «Люсе» видится сценаристам и режиссерам довольно мрачным. В матриархальном, казалось бы, свободном от мужской агрессии мире процветают все ужасы патриархата. Коррупция, манипуляции, масса ограничений и запретов. Горькая ирония заключается в том, что, по сути, получилась комедия о сексе. Но даже фильм в духе легендарных «Новых амазонок» режиссер Дмитрий Грибанов сумел нашпиговать весьма примитивным сексизмом. И, видимо, этот российский грех неизлечим даже в будущем, где усилиями женщин вроде бы достигнут высокий индекс демократии.

Еще печальнее выглядит ситуация, в которой умная колонка готова взять на себя ответственность за человека, ее придумавшего. Вместо того чтобы содействовать ученому в дальнейших открытиях, колонка помогает разобраться с обидчиками, обмануть полицию и найти любовницу в момент, когда семейная жизнь трещит по швам. Даниле Козловскому, сыгравшему главную роль, удивительным образом удалось избавиться от героических доспехов и показать умника-технаря закомплексованным, депрессивным придурком, ухитрившимся создать искусственный суперразум при скудном человеческом.

Не исключено, что усилиями наших режиссеров и сценаристов антиутопии получат в России весьма специфическое содержание. В ставших уже классическими западных примерах этого жанра, вроде «Черного зеркала», «Рассказа служанки», «Дивного нового мира», авторы старательно исследуют драматическое столкновение новых технологий и старых гуманитарно-религиозных норм, в результате чего возникает новая, часто весьма спорная мораль. Российские режиссеры и сценаристы помещают в относительно свежие футуристические декорации избитые сериальные трюки под названием «ржака» и «семейная мелодрама» разной степени надрывности.

Вряд ли есть смысл удивляться тому, что у нас и здесь свой собственный путь. Особенно сейчас, когда все свое, и желательно максимально непохожее на чужое, становится новой доктриной. Наверное, в собственном пути нет ничего плохого, особенно если он проложен в правильном направлении. Но пока постановочная мысль явно опережает сюжетно-диалоговую. Пардон за сравнение, но получается сработанный при помощи передовых приемов «Голубой огонек». Выглядит, возможно, неплохо — до тех пор, пока кто-нибудь не начнет шутить.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28833 от 27 июля 2022

Заголовок в газете: О старый новый мир

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру