В российской культурной среде не поняли отказ Михалкова от «Оскара»

Оператор Сергей Астахов: «Я считаю, что мы должны участвовать»

С утра развивается скандал вокруг отказа России участвовать в выдвижении фильмов на премию «Оскар». Никита Михалков объявил об этом, не поставив в известность даже председателя российского оскаровского комитета – кинорежиссера Павла Чухрая. «МК» поговорил с Сергеем Астаховым - оператором фильмов «Влюблен по собственному желанию», «Брат» и «Брат 2», «Про уродов и людей», «Война», «Мне не больно», «Анна Каренина» Сергея Соловьева, «Салют 7» Клима Шипенко, «Сердца Пармы» Антона Мегердичева, которое вошло в российский  оскаровский лонг-лист за 2022 год. В этот момент Сергей Валентинович  находился в Анапе на фестивале «Киношок», где работает в составе жюри и оценивает полнометражные конкурсные картины.

Оператор Сергей Астахов: «Я считаю, что мы должны участвовать»

- Что вы думаете по поводу необычного прецедента?

- Представляю, какой это был сюрприз для Павла Чухрая. Я считаю, что мы должны участвовать в выдвижении на «Оскар», поскольку  искусство в какой-то степени находится вне политики.   Я далек от всего этого, не знаю механизмов выдвижения, того,  кто вправе, а кто не вправе что-то решать. Но если говорит глобально, то фильмы не создавались в момент проведения  спецоперации или каких-то других событий, почему бы им не поучаствовать, тем более, если американцы не против. 

- Сейчас в лонг-листе 122 картины, включая «Сердце Пармы».

- То есть весь контент. Наверное, из этого списка можно выбрать что-то достойное, чтобы представлять Россию. А как рассудят американцы – не нам судить. Это не наш праздник. Зачем делать из всего этого еще одну санкцию или контрсанкцию? Никто,  как я понимаю, санкций не вводил на то, чтобы мы выставляли свои фильмы на «Оскар».  Это еще один вид конфронтации. 

- «Бриллиантовый «Оскар» от Михалкова и нынешний отказ, наверняка, взаимосвязанные вещи.

- Мне трудно судить о вещах, происходящих наверху. Я вяленький член Союза кинематографистов, обыкновенный работяга  и  далек от всего этого. Я просто работаю. Это единственное, на что уходят все мои небольшие силы. Мне не хватает энергии и желания заниматься общественной деятельностью  Многое из того, что происходит, не умещается в моем не очень большом мозгу. Я знаю, что я многое теряю, как рабочий кинематографического фронта. Останавливаются и закрываются картины по разным причинам. Все, что пока происходит, не на пользу кинематографу. Сейчас  я просто выживаю.  Для меня, пенсионера, получающего 15 тысяч пенсии, работать очень важно. А я этой возможности  не имею.  Может быть, то, о чем мы говорим, -  один из способов форсировать процесс создания Евразийского «Оскара». Мне настолько это непонятно и противно. Есть вещи более серьезные и важные для того, чтобы кинематограф жил. Это нисколько не работает на здоровье кинематографа. С американцами мерится бамперами по поводу кино – задача не самая благодарная.  

Сергей Астахов

- Разве вы не работаете? Со стороны кажется, что вы постоянно в процессе съемок.

- Это со стороны. Безусловно, мозг не останавливается. А что я снимаю? Я здесь в жюри и не получаю за это вознаграждения. У меня нет никакой картины, за которую я бы получал деньги. Я сейчас зарабатываю на хлеб не фигурально, а в прямом смысле слова. Я говорю о выживании, денежном эквиваленте, который позволяет  покупать каждый день хлеб, платить за электричество, воду и тепло.  Безусловно, мозг не останавливается. Как творческая личность я не простаиваю. К тому же  достаточно много сделал, чтобы быть удовлетворенным. В  данном случае речь идет исключительно о выживании. Разглагольствовать по поводу оскаровского комитета в принципе можно, но для меня это сейчас не самое главное.  

- Для молодых и амбициозных режиссеров, которым еще хочется чего-то достичь, это, наверное, существенно.

- По моим понятиям надо стремиться к максимальным контактам. Этот период был, и я знаю его плодотворность. Отрицать это глупо. Дружить со всеми очень важно. Разругаться, испортить отношения всегда проще. Вы говорите, что Михалков решил учредить Евразийский «Оскар». С одной стороны - премией больше. Чем больше фестивалей и общения, тем лучше. Но в данной ситуации  мы не все понимаем,  находимся в хаотичном процессе.  С тематической точки зрения картины, которые у нас снимаются, тоже требуют осмысления. Репертуар немного кособокий. Можно много об этом говорить, но в данном случае мне не очень приятно это делать, поскольку я в свои почти 70 лет  (Сергею Астахову – 68 лет – С.Х.) занимаюсь тем, чтобы просто заработать на кусок хлеба. 

- Картины, на которых вы работали в разные годы, участвовали выдвижении на «Оскар», хотя бы на начальном этапе?

- Нет! Видимо, я и мои коллеги не достойны этого. Я всего лишь один из тех, кто их делал,  не главный, не тот, кто определяет ценность картины. Кто будет выдвигать «Про уродов и людей», хотя это очень неплохая работа и балабановская, и моя? Но она, наверное, не заслуживала внимания,  по мнению тех, кто выдвигал фильмы на «Оскар».  Ничего страшного. 

- На фоне того, что мы имеем сейчас, это шедевр, да и не только на этом фоне.

- Но все это околокиношные для меня вещи. Я делаю свое дело сорок с лишним лет и этому рад. Другой вопрос, что мой КПД сейчас резко снизился. Конечно, я не буду снимать то, что мне не нравится . У меня, слава богу, есть пока руки, я еще могу придумать какие-то новые механизмы, позволяющие что-то по-новому снимать.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28878 от 28 сентября 2022

Заголовок в газете: Может, нужен евразийский «Оскар»?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру