Театр Гоголя выступил против конъюнктуры и вульгарной социальности

«Пора перестать стесняться возвышенных чувств, прикрытых сарказмом»

Самым последним театральный сезон открыл Театр имени Гоголя, в прошлом известный как Гоголь-Центр. Но от прежнего названия не осталось и следа — по всему экрану на главной сцене новый логотип театра: Николай Васильевич Гоголь в профиль и надпись рядом «Театр имени Гоголя». Со сбора труппы — обозреватель «МК».

«Пора перестать стесняться возвышенных чувств, прикрытых сарказмом»
Антон Лызо принят в труппу.

Вопреки ожиданиям многих, считавших, что актеры Кирилла Серебренникова в массовом порядке покинули труппу, зал полон. Все ждут выхода нового худрука Антона Яковлева. Здесь собрались и старые артисты, еще из прежнего «Гоголя», и артисты из Гоголь-Центра, а также новые, принятые в труппу возрожденного театра имени классика. Выясняю, что театр покинули двенадцать артистов, новобранцев прибыло аж 25. И вместе с оставшимися сегодня в труппе 56 человек.

Два с половиной месяца Антон Яковлев проводил кастинг. По словам его директора Александра Бочарникова, анкеты для знакомства оставили около шестисот соискателей, и из них как раз выбрали 25.

Старые артисты, которые при Серебренникове не имели работы, рассчитывают при новом начальстве получить роли. Разговариваю с Элли Сухановой, она рассказывает, что при Серебренникове сыграла всего лишь одну роль. Интересуюсь судьбой Майи Ивашкевич, которая вроде бы поначалу находилась под опекой Серебренникова, но потом также осталась без работы и внимания.

Но вот появляется Антон Яковлев. Явно волнуется, но начал неожиданно, предложив принципиально новый контент развития театра.

— Я начну с манифеста, хотя, наверное, это громко сказано. Это скорее письменное воззвание, как эстетическая программа театра. Сегодня недостаточно быть просто хорошим репертуарным театром. Необходимы объединяющая идея и эстетическая программа, некая логика построения и существования театрального организма. Зрителю как никогда сегодня нужны единение и надежды. Надо объединяться, когда вокруг мир по большому счету сходит с ума. Поэтому мы не имеем права на уныние, смуту, нигилизм, ненависть. Нужно все-таки возродить в себе непосредственность ребенка, чтобы попытаться смотреть на мир не с позиции наивного, но разумного идеализма. То есть верить, что лучшее может быть даже вопреки тому, что вокруг.

Судя по тому, что я и все собравшиеся слышим, его эстетическая программа построена на контрасте с прошлой, то есть с той, что культивировал и развивал Кирилл Серебренников.

— Вместо зашедшей в тупик постмодернистской философии мы могли бы предложить новую — метамодернистскую. Что это такое? Как идея она снимает любые ограничения на поиск новой красоты и гармонии. Метамодернизм одинаково открыт как для традиционности, так и для новации. Но его фундаментальное отличие от постмодернизма — это готовность воспринимать серьезность в ее новой искренности и, может быть, даже в неоромантизме. Необходимо вернуться к реконструкции, к глубинной истинности. Поиск красоты вместо иронии над ней и вдохновение вместо цинизма. Перестать стесняться возвышенных чувств, прикрываемых сарказмом.

Звучат фразы: деконструкция хаоса, негатив, безверие — всему этому больше не будет места в Театре Гоголя, новый руководитель которого призывает к поискам золотого сечения. Вспомнил Евгения Вахтангова и призвал уходить от «животного, скотского начала» и подальше держаться от сиюминутной конъюнктуры и вульгарной социальности. Обещает много работы, проектов, направлений. Среди постановок названы «Герой нашего времени» по повести Лермонтова — будет ставить сам. Дальше идут — «Тот самый Мюнхгаузен» по Григорию Горину, «Соборяне» Лескова, Шукшин. Среди иностранных авторов — Дюрренматт, Мердок, Оскар Уайльд.

Сбор труппы в Театре Гоголя разительно отличается от многих прошедших сборов в столичных театрах, прежде всего тем, что в нем не звучат имена известных постановщиков, набор которых кочует из театра в театр и вызывает два вопроса: неужели нет никого другого «в пакете» кассовых спасителей? И второй — как они успеют во всех театрах поставить? Яковлев делает ставку на режиссеров нового поколения.

Среди направлений, которые он намерен развивать, в Театре Гоголя озвучены следующие — музыкальное, музыкально-поэтическое (начнется с моноспектакля «Евгений Онегин» с участием Максима Аверина). Будет развиваться иммерсивный театр, киноклуб и лекторий, который, по словам Яковлева, поможет разобраться зрителю в лабиринте современного искусства. «Проще, выше, легче, веселее», — цитатой из Станиславского закончил свой первый сбор в Театре имени Гоголя Антон Яковлев.

После того как представили молодых артистов, выступил директор и проинформировал, что косметический ремонт в зале и в фойе вот-вот начнется и закончится к концу года. Не знаю, как в фойе, а паркетный пол в зале точно требует обновления, уж больно зашаркан.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28887 от 11 октября 2022

Заголовок в газете: Театр Гоголя против конъюнктуры и вульгарной социальности

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру